Разработчик: Anate Studio
Дата выхода: The Kite — 1 января 2012, Little Kite — 10 августа 2017, Repentant — 10 августа 2018
Платформы: PC
Реальный мир без элементов фантастики — довольно редкий сеттинг для видеоигр. Пожалуй, это стало основополагающим фактором привлечения внимания в игре Repentant во время очередного рейда по обширной библиотеке сервиса Steam. Уже потом стало известно, что вышеозначенная игра — продолжение другого проекта под названием Little Kite, с которым тоже пришлось ознакомиться. А Little Kite оказался ремейком The Kite. В общем, по воле случая вышло так, что знакомство с серией в моём случае произошло в чётко обратном порядке, в чём были свои плюсы и минусы.
Все три игры — плод трудов независимой микростудии Anate Studio, состоящей по большей части из одного человека-оркестра Анатолия Коваля. Для этой истории разработчик выбрал довольно нестандартную форму классической point & click адвенчуры (у нас жанр издавна по некой загадочной причине называют «квестами»), а сюжетная завязка первой инсталляции и её ремейка обращается к редко раскрываемой в видеоиграх теме домашнего насилия и его последствий для участников конфликта.
Итак, приступим!
TThe Kite
«Воздушный змей», вышедший в 2012 году, рассказывает такую знакомую и болезненную историю семьи Марии, её мужа Олега и их маленького сына Андрюши. Время и место действия — обычный небольшой городок в середине девяностых годов.
Олег, обычный работяга-электрик, заваливает на работе важный тест и решает найти решение проблемы на дне стакана (судя по всему, не в первый раз), Маше это не нравится и между ними завязывается ссора с битьём посуды и руганью. Маленький Андрей пугается, берёт своего воздушного змея и убегает на улицу.
Терпение Марии наконец переполняется и она пытается достучаться до супруга и найти своего сына, а для этого нам придётся провести её по ряду локаций, решая по пути различные задачи.
Игра довольно приятно выглядит, сами по себе головоломки несложные, но есть одно крупное «но»: выбранный студией жанр даёт мало свободу в условиях окружения, приближенного к реализму. Потому некоторые головоломки и выглядят то предельно странно, то натужно. Например, на козырьке подъезда лежит коробочка, которую нам нужно достать («Там явно что-то полезное» — определяет ценность находки с первого взгляда героиня игры, имеющая в инвентаре три других коробки разных габаритов). Как? Гонять по двору котика, отмечая места его дислокации и расставляя на них другие коробки, чтобы тот залез уже на козырёк.
Или задача по отвлечению супруга от просмотра телевизора, для выполнения которой нам нужно будет выйти на крышу, используя при этом в разных местах фотоаппарат, доску и сигареты. Зачем? Чтобы сломать телевизионную антенну.
Правда, всё это не проблема игры, это проблема именно малой совместимости тематики и жанра игры. Подобные задачи абсолютно нормально выглядят в выдуманных мирах или в изначально детективной или комедийной обстановке (ох, на какие логические ухищрения приходилось когда-то идти для прохождения Discworld по мотивам одноимённого цикла Терри Пратчетта).
Цепляет здесь сама атмосфера и история. Персонажи — лишь условные очертания личностей, гнетущая обстановка и неожиданная трагедия.
Стильная, приятная маленькая игра.
LLittle Kite
Через пять лет после выхода The Kite свет увидел ремейк. Все задники и спрайты персонажей были перерисованы, локаций стало больше, игра стала значительно больше и сложнее.
Претерпела ряд изменений и сама история: здесь Олег — второй муж Марии и приходится маленькому Андрюше отчимом. Первый же муж, Марк, трагически погиб до начала описываемых событий.
Внешне игра стала гораздо красивее, фоны нарисованы от руки, видна неплохая работа с цветом, анимация стала на порядок более плавной. Порадовал участок игры, где игроку предстоит управлять маленьким Андреемвнутри его воображаемого мира. Отдельно стоит отметить замечательные картинки, сопровождающие важные сюжетные события.
Некоторые загадки — новый взгляд на те, что были в оригинале, остальные — абсолютно новые. И здесь конфликт жанра и тематики усиливается ещё больше. Например, теперь сама Маша будет электриком на полставки, занимаясь починкой лифта, открыванием сейфа со сложным замком, ремонтом телефонных коммуникаций и лихой перенастройкой светофора (правда, в The Kite тоже была сцена со светофором, но построена она менее изощрённо и чуть более логично, чем тут).
Казалось бы, всё стало лучше и развёрнутее, но лучшее — враг хорошего. Условность персонажей нормально воспринималась в первом «Воздушном змее», но здесь начинает немного резать глаза. Может быть, дело в качестве текста диалогов, которые построены довольно примитивно. К примеру то, что Маша терпит Олега только чтобы её сын не остался совсем без отца, можно было и не проговаривать (тем более именно в такой формулировке, прямым текстом). Это то, что становится понятно и без слов, как в оригинальной игре.
Дополнительная драма в виде погибшего первого мужа не привнесла в историю ничего нового, делая основной конфликт более шаблонным. И показалось, что не нужно было сглаживать иным исходом одну кульминационную сцену из первой игры.
RRepentant
Следующая игра Анатолия стала прямым продолжением предыдущей. Марияподала на развод и Олегу теперь хреново жить. Он пьёт, как раньше, он водит мутные дела, как раньше, он не даёт спокойно жить бывшей жене с сыном. Как раньше. Но теперь по телефону. И он — главный герой новой игры.
Начинается всё с того, что товарищ предлагает Олегу неплохой заработок, от которого тяжело отказаться человеку, практически достигшему самого дна. По пути Олег останавливается у небольшого магазина, где и будут разворачиваться все события. Некая Кристина попытается ограбить владельца магазина, тот на неё обидится и посадит в кладовку. А Олег будет Кристину спасать (ну, игра не просто так называется «Раскаявшийся»).
В техническом плане со времени Little Kite изменилось немногое, разве что общий визуальный фон стал изрядно мрачнее, персонажи впервые заговорили (правда, на английском языке).
А в остальном всё стало хуже. Загадки теперь иногда имеют вообще мало общего с реальным миром. Вот наш герой хочет обязательно позвонить бывшей жене (просто так), а мы ему будем в этом помогать (так себе решение). Казалось бы, вот стоит таксофон, вот лежат монетки в инвентаре, но нет! Олегукажется, что у таксофона слишком темно, чтобы закинуть монетки и понажимать кнопки. Значит, нужно осветить область со слотом для мелочи и кнопками. Как? Конечно же, проведя луч света от уличной лампы через систему отражающих поверхностей!
В саму историю лично мне было очень тяжело влиться из-за выбора протагониста. Ну, такое себе удовольствие от того, что прихдится ассоциировать себя с алкоголиком-абьюзером, неожиданно решившим, что спасение девушки-грабительницы (ну, у неё там сестра болеет, потому и нужны деньги) как-то загладит всё то, что он успел натворить до описываемых событий.
Вышло так, что каждая следующая игра в порядке (повторюсь, обратном) ознакомления с ними мне нравилась всё больше. Оригинальный «Воздушный змей» обходит свой ремейк по целому ряду параметров: сама история в нём проще, обстановка на улице тревожнее (в оригинале к моменту событий уже стемнело), недостаток глубины персонажей не успевает привлечь внимание.
В целом же стремление и вектор Anate Studio мне нравится: приземлённые истории о действительно важных и сложных вещах, хороший арт и один из любимых жанров. К ознакомлению бы скорее посоветовал, чем нет.
Сам за дальнейшим творчеством студии следить буду, но с небольшой опаской.
Плюсы:
+ Приятный рисунок
+ Неплохо созданная тревожная атмосфера
+ Хорошая озвучка в Repentant
+ По-настоящему серьёзная тематика в «Воздушном змее»
Минусы:
— Страннейшие решения некоторых задач
— Недостаточно раскрыты персонажи
— Ряд орфографических ошибок в текстах
— Несколько примитиыне диалоги в первых двух играх
Сколько играть:
The Kite — 30-40 минут
Little Kite — около двух часов
Repentant — около полутора часов
Где достать:
The Kite можно взять бесплатно на странице автора в Itch.io
Остальные две в Steam: Little Kite, Repentant.
Автор: Вячеслав
Предыдущая статья рубрики «Одним Махом» — франшиза «Шаг вперёд»