Когда люди, не связанные в индустрией кино, описывают съемочный процесс, они чаще всего говорят что-то вроде: "Там есть режиссер. Он рулит процессом. Есть еще парень с камерой - оператор. А! И вот эта волосатая гусеница на палке звук пишет".
Почему-то эта "волосатая гусеница" вызывает у большинства зрителей восторг. Так что если вы один из таких людей, то лучше закройте статью. Дальше я расскажу вам всю правду о микрофонах, гусеницах и звуке на съемочной площадке.
Начнем с того, что эта гусеница не всегда волосатая, и насадки, которые защищают микрофон, бывают разные.
И вообще эта гусеница на самом деле не гусеница, а микрофон. А если быть еще точнее - бум. Держит ее не просто парень с района, а специально обученный человек. Его называют бум-оператор или бумщик.
Кажется, что в этой профессии нет ничего сложного: взял палку и держи себе спокойно. Разве что руки первое время уставать будут. Но потом обязательно привыкнешь, бицуху накачаешь и гонорары без проблем таскать будешь.
Однако, все не так просто.
Бум (или как его иногда называют "микрофон на удочке") в кинематографе используют чаще всего. Считается, что бум дает более качественный звук, так как не записывает шорохи одежды и помехи беспроводной связи в отличие от петличных микрофонов, которые крепятся к телу актера. Многие звукорежиссеры также отмечают, что микрофонный бум записывает более натуральный звук. Это позволяет лучше передать перспективу сцены.
Как работает бумщик?
Бумщику нужно впихнуть не впихуемое: и звук хорошо записать, и в кадр не попасть. С одной стороны, нужно поднести микрофон, как можно ближе к актеру, а с другой стороны ругается оператор. Поверьте, полуметра бывает слишком много, так как даже 5-10 сантиметров заметно влияют на качество звука.
И вот стоит он такой в позе буквы "Y", держит бум над головой актера, уверенно направляя микрофон в сторону рта. А режиссер вносит в сценарий немного экшена - герой встает, садится, убегает, возвращается и снова садится. Бум в эти моменты должен перемещаться также, как и источник звука. Напомню, при этом не попадая в кадр.
Так что держать "волосатую гусеницу на палке" - задача не из легких. А чтобы окончательно убедиться в сложности работы бум-оператора, посмотрите бэкстейдж со съемок digital-сериала от студии "Дикий Digital".
– автор статьи продюсер студии «Дикий Digital» Наталия Резникова.