Найти тему

Странные профессии: бумщик или кто держит "волосатую гусеницу" на съемках кино?

Когда люди, не связанные в индустрией кино, описывают съемочный процесс, они чаще всего говорят что-то вроде: "Там есть режиссер. Он рулит процессом. Есть еще парень с камерой - оператор. А! И вот эта волосатая гусеница на палке звук пишет".

Почему-то эта "волосатая гусеница" вызывает у большинства зрителей восторг. Так что если вы один из таких людей, то лучше закройте статью. Дальше я расскажу вам всю правду о микрофонах, гусеницах и звуке на съемочной площадке.

Съемки эпизода "Квин" сериала студии "Дикий Digital"
Съемки эпизода "Квин" сериала студии "Дикий Digital"

Начнем с того, что эта гусеница не всегда волосатая, и насадки, которые защищают микрофон, бывают разные.

И вообще эта гусеница на самом деле не гусеница, а микрофон. А если быть еще точнее - бум. Держит ее не просто парень с района, а специально обученный человек. Его называют бум-оператор или бумщик.

Кажется, что в этой профессии нет ничего сложного: взял палку и держи себе спокойно. Разве что руки первое время уставать будут. Но потом обязательно привыкнешь, бицуху накачаешь и гонорары без проблем таскать будешь.

Однако, все не так просто.

Съемки эпизода "Фейк" сериала студии "Дикий Digital"
Съемки эпизода "Фейк" сериала студии "Дикий Digital"

Бум (или как его иногда называют "микрофон на удочке") в кинематографе используют чаще всего. Считается, что бум дает более качественный звук, так как не записывает шорохи одежды и помехи беспроводной связи в отличие от петличных микрофонов, которые крепятся к телу актера. Многие звукорежиссеры также отмечают, что микрофонный бум записывает более натуральный звук. Это позволяет лучше передать перспективу сцены.

Как работает бумщик?

Бумщику нужно впихнуть не впихуемое: и звук хорошо записать, и в кадр не попасть. С одной стороны, нужно поднести микрофон, как можно ближе к актеру, а с другой стороны ругается оператор. Поверьте, полуметра бывает слишком много, так как даже 5-10 сантиметров заметно влияют на качество звука.

И вот стоит он такой в позе буквы "Y", держит бум над головой актера, уверенно направляя микрофон в сторону рта. А режиссер вносит в сценарий немного экшена - герой встает, садится, убегает, возвращается и снова садится. Бум в эти моменты должен перемещаться также, как и источник звука. Напомню, при этом не попадая в кадр.

Так что держать "волосатую гусеницу на палке" - задача не из легких. А чтобы окончательно убедиться в сложности работы бум-оператора, посмотрите бэкстейдж со съемок digital-сериала от студии "Дикий Digital".

– автор статьи продюсер студии «Дикий Digital» Наталия Резникова.