Стоит сразу же сказать, что работы, связанные с беспилотными автомобилями ГАЗ начал еще в 2008 году. Тогда были достигнуты партнерские соглашения с ВУЗами, которые помогали и сейчас помогают в разработке роботизированных машин. Например, появились Газели II поколения, работающие полностью на электричестве. С одним из них (автобусом Вахтан) мы познакомились на выставке Комтранс в прошлом году. На данный момент проведены работы по сертификации дизельных аналогов и, наверное, вскоре они войдут на рынок.
Что касается электрической версии буса, то у него установлен силовой агрегат от Bosch на 75 кВт и литий-ионными батареями NMC (4 шт.), что в общей сложности по емкости дает 96 кВт/ч. При этом запаса хода при полном заряде хватает на 150 километров.
Теперь о беспилотниках. Все как в книгах писателей-фантастов, которые описывали автомобили будущего такими, какими они сейчас становятся. Автобусы будут оснащены лазерными радарами (лидары) и датчиками, считывающими границы дороги, если на ней отсутствует разметка, а также тепловизорами.
Второй беспилотник Next золотистого цвета был создан на основе классического маршрутного автобуса. Но вход в салон выполнен только в правом варианте. Правый передний пассажир также не имеет своей двери. Внутри довольно светло, благодаря стеклянным люкам в крыше. Если говорить о его технической части, то беспилотник Next практически такой же, как и Вахтан. Разве что батарей всего две на 48 кВт/ч. А вот что касается систем, то лидаров на желтом автобусе нет. Вместо них «трудятся» пассивные внешние сенсоры с камерами во все стороны. В их «обязанности» входит «смотреть» за внешними объектами и дорожными знаками, а программа считывает дальность и распознает таблички. Разметка также входит в их обязанности. Также есть датчики на самой кромке, по типу парктроника, только в несколько раз сильнее (5-7 метров).
Чуть не забыли про антенны спутниковой связи, их две и позиционируют они до 1 см. А вот если связь пропадет, например, на подземной парковке или в тоннеле, тогда в работу включится инерционный гироскоп. В большинстве случаев, если возникает какое-то препятствие, беспилотный автомобиль останавливается (в 90% случаев). Сейчас разработчики дорабатывают ПО, которое увеличит процент объездов препятствий.
На данный момент проблемой лежит законодательная база и таким автомобиля заказана дорога, вернее пока они не могут выезжать на дороги общего пользования. Колесить они могут только на полигонах, созданных специально для их тестирования.
В будущем Группа ГАЗ планирует сделать беспилотный Урала Next и большой автобус.