Найти тему
«Прогулки по Петербургу»

Маяки Ленинградской области

Оглавление

«Если есть на свете что-либо надежное, так это свет маяка. В мире есть абсолютные вещи: морские течения и времена года. И то, что по утрам восходит солнце. И то, что маяки светят».
Туве Янссон «Муми-папа и море»

Маяк – это символ надежды и покоя, путеводная нить и дорога домой. Его называют святыней морей и верным другом моряков, он символизирует надежду и благополучное возвращение моряков на родной берег. Маяки Ленинградской области – это красивейшие памятники боевой славы, на которые стоит посмотреть и восхититься их величием.

Интересный факт, что первый маяк в России появился именно в Петербурге - это был огонь, зажженный в 1704 м году на Петропавловской крепости. Ростральные колонны, которые до сих пор стоят и радуют всех, – тоже были построены в качестве такого объекта.

Стороженский маяк

Стороженский маяк, расположившийся на берегу Ладожского озера, - самый высокий в России и седьмой по высоте в мире. Он находится на юго-востоке Ладожского озера в деревне Сторожно в Волховском районе Ленинградской области.  Называется это место Стороженский мыс, он отделяет Свирскую губу озера от Волховской губы. Дата постройки маяка - 1906 год. Высота - 71 метр. Маяк действующий, служит людям в нелегком деле - преодолении Стороженского рифа.

-2

Попасть внутрь маяка можно, если договориться со смотрителем. До верха надо преодолеть 399 ступеней винтовой лестницы. Стены у маяка толстые: 2 метра у основания. Те, кто поднялся наверх, будут вознаграждены отличным видом на Стороженский мыс, деревню Сторожно и на Ладогу. Наверху установлена линза Френеля, она впечатляет своими размерами. Железные кольца, которые опоясывают маяк, созданы при строительстве.

-3

Как добраться: выезжать к маяку нужно с утра, в 8-9 часов. Ехать до маяка стоит только на внедорожнике, так как в слякоть дорога к нему будет сложной - через 18-километровый участок лесной дороги (очень осторожно стоит пересекать Ладожский канал по старому понтонному мосту). Выезд из города по кольцевой на трассу М18 (Санкт-Петербург - Мурманск), через поселок Волховстрой добраться до села Паша - это практически 50 километров, не доезжая Лодейного Поля. В селе Паша нужно повернуть на село Загубье, доехать до него и оттуда 18 километров до берега Ладоги, в деревню Сторожно. В общей сложности это 200 километров езды. Там же, кстати, находится самая старая на Ладоге церковь - Николая Чудотворца (Николаевский Стороженский монастырь ). Рядом - граница Нижне-Свирского заповедника.

Можно добраться и на электричке с Ладожского вокзала до станции Паша, после чего необходимо пересесть на автобус и доехать до деревни Загубье. Там водители набирают пассажиров до деревни Сторожно, которая находится от Загубья в 18 км (нужно либо пройти, либо воспользоваться велосипедом).

Свирский маяк

После осмотра Стороженского маяка вы сможете совершить прогулку длительностью два часа по лесной тропинке до маяка Свирский, который считается самым труднодоступным маяком на Ладожском озере.

Он был построен в одно время со Стороженским в процессе освоения берегов Ладожского озера в 1905–1911 годах. Свирский маяк вдвое ниже, но очень интересен по своей архитектуре. Он не реконструировался с момента возведения башни, в отличие от Стороженского или Осиновецкого, но, несмотря на это, сохранился в лучшем состоянии. Вместе со Стороженским маяком он образует пару, которая имеет разное оптическое оборудование. Отсюда открывается потрясающий панорамный обзор Ладожского озера.

-4

После осмотра этого маяка можно возвращаться обратно по лесной тропе, к шести часам вечера вы вернетесь к Стороженскому маяку. Это самый лучший маршрут, который возможен вблизи Петербурга с минимальными затратами и максимальной отдачей.

Толбухин маяк

Один из старейших в России маяков, был построен спустя два года после основания Адмиралтейства по схематическому наброску Петра. Маяк очень красивый, это парадные ворота, которые соединяют Санкт-Петербург с Европой.

-5

История его началась в 1719 году, когда на расположенном западнее Котлина острове соорудили из дерева временный маяк с установленным на нем свечным фонарем. Однако этой подсветки не хватало, и потому придумали жечь конопляное масло. Но и при этом, особенно ночью и в привычную в этих широтах непогоду, отбрасываемый маяком свет не замечался моряками, находящимися на очень близком расстоянии. Тогда было решено добиваться хорошего освещения от сжигания угля и дров. Первоначальное сооружение назвали Котлинским, а впоследствии переименовали его в Толбухин маяк, в честь кронштадтского коменданта, отличившегося в русско-шведских сражениях. Осенью 1810 года построили каменную башню.

-6

Три столетия существования маяка Толбухин богаты различными знаменательными событиями. Мимо него проходили корабли, отправляющиеся в кругосветное плавание, и первая регата, проводившаяся в России. После Октябрьской революции трагические события того времени коснулись прославленного строения. Во время немецкой оккупации маяк пострадал от воздушных налетов и бомбежек. Сейчас путеводные огни маяка распространяются на далекое расстояние. Здесь берет свое начало Кронштадтский рейд.

Как добраться: сначала необходимо доехать до Кронштадта - на машине или автобусе. Выйти около форта Риф на остановке «Кронштадтское кладбище» и пройти 1,5 километра пешком в сторону форта. Затем есть два варианта. Более экономичный работает зимой, с конца января по начало марта, когда можно выйти на лед и на лыжах или без них добраться до Толбухина маяка — это 8 километров пути. В летний период нужно располагать либо своим, либо нанятым плавсредством. Нанять его можно в Кронштадте, стоимость аренды составляет около шести тысяч рублей за пару часов. На обратном пути можно осмотреть достопримечательности Кронштадта, например Морской музей. Там же можно посмотреть на Николаевский створный маяк и передний и задний маяки Морского канала.

Статью полностью читайте в электронном журнале «Петербургские прогулки».