В 2004 году Эминем заявил, что больше не выйдет на сцену без парней из D12, с которыми записал альбом «D12 World», трек из которого «My band» попал в жесткую ротацию на радио и музыкальных каналах (да, MTV тогда смотрели).
Через полгода, в том же 2004 Маршалл спешно выпускает сольный «Encore», выступает без банды детройтских рэперов (ему помогает только Пруф) и выдает сразу несколько хитов, в которых показывает, что может делать не только пулеметный флоу. В «Like toy soldiers», например, рэпер не только выступил в роли уличного документалиста, рассказывающего о жертвах рэперских войн, но и вскользь пнул таких коллег по цеху, как Jay Z и Nas.
Именно этим мочиловом и пытается вновь удивить свежий «Kamikaze», в котором он, к тому же не просто отходит от D12, но и попросту хоронит группу. Здесь Эминем уничтожает уже не Дональда Трампа, а новых и не очень рэп-деятелей. Огребают все: Tyler The Creator, 50 Cent, Lil Yachty и, по словам альтернативно одаренных отечественных журналистов, даже Оксимирон в треке «Kamikaze»(они выдают желаемое за действительное, пытаясь услышать в издевательстве над бездарями, лезущими на Shade 45 обращение к самовлюбленному автору трека про биполярочку).
Складывается ощущение, будто Мэтерс понял, что стареет и решил вернуть себе свой 2004й, чтобы сравнять с землей десяток-другой рэперов. Самым душевным и знаковым треком на альбоме стал сторителлинговый «Stepping stone», и дело тут совсем не в мелодичном припеве, а в хронологии распада все той же «D12» после гибели Пруфа. Рассказывая о потере близкого друга, Эм сначала погружается аж в 2002 год, когда деревья были больше, трава зеленее, а планы грандиозней, а затем хоронит группу, разносит сольное творчество Бизарра, Кунивы и Свифта, обвиняя бывших соратников, что никто из них так и не взорвал. При этом Маршалл все-таки надеется, что закапывая группу, он не закапывает дружбу с парнями, оставляя надежду, что название трека характеризует скорее коллектив, а не личные качества людей, которые за ним стояли.
Уже в следующем треке «Not Alike» рэпер на пару с Royce da 5’9’’ копирует читку, интонацию, эдлибы и повторы новой школы, попутно уничтожая Мигоса и рифмуя как покойный XXXTentacion. Впрочем, достается и Дрейку, и G-Eazy, и тонне фрешменов. В «Fall» атака продолжается — рифмуя Face, Fate и Faith, рэпер выносит молодое поколение за непостоянство и и отсутствие четко выраженного стиля.
«These rappers are like Hunger Games One minute, they're mocking Jay Next minute, they get they style from Migos, then they copy Drake», — достается всем и не по одному разу. Получают свою порцию грязи даже Die Antwoord — в треке «Greatest» Мэтерс напоминает солисту группы Нинзде о связях Йо-Ланди.
Интересное звучание Эминем оставляет на сладкое — в спаренном треке «Nice guy»/«Good Guy» — там и с битами все на порядок веселее, и вокал Джесси Рейес звучит бодро и напористо.
Заканчивается пластинка непонятно зачем включенным в номерной альбом треком «Venom», который станет саундтреком к одноименному фильму, снятому по надоевшим всем марвеловским комиксам. Звучит хорошо, но явный неймдроппинг нарисованного симбиота и его альтер-эго Эдди Брока смазывают цельность материала, который и без того слишком перегружен быстрой читкой артиста, который ищет нового себя в старых приемах.
Но тот, факт, что старина Маршал ищет, дает повод для оптимизма.
Оценка: 7/10
Слушать "Kamikaze" в Яндекс Музыке