Найти тему
Escapist

Был ли Fallout 3 провальной игрой?

Третью часть легендарной франшизы Fallout, которая вышла в 2008 году, возненавидели очень многие фанаты прежних игр серии. Причин тому было достаточно - взятые за основу механики из прошлых игр Bethesda дали полное основание называть третий Fallout "Обливионом с пушками". Блюр и размытие в пещерах, мини-игры в проверке навыков, банальная система перков - все это не делало честь игре с такими знаменитыми предшественниками. Более того, в игре было не так уж много квестов, сюжетная ветка стала банальным набором штампов и битвой "бобра против осла", что для легендарного постъядерного мира было совсем уж нехарактерно. Положение частично исправила New Vegas, которую делали другие разработчики, но Fallout 3 застрял между скудным званием "симулятора бомжа" и "похоронами серии" (с выходом Fallout 4, впрочем, серию эксгумировали еще более непристойным образом). И мало кто уже может ответить на этот вопрос - стоит ли играть в третью часть, или лучше запустить пристойный Вегас и навсегда забыть о Столичной Пустоши. Так стоит ли игра того?

Сразу оговорюсь - сейчас, когда мультяшный онлайновый гомункул Fallout 76 мрачной поступью движется к дате релиза, стало понятно, зачем было делать серию именно такой. Много малых локаций, минимум квестов, очень много радиантных заданий и горы хлама, который можно сдавать или клепать из него вундервафли - все это лишь элементы онлайн-РПГ, которые для ознакомления втиснули в тот самый сеттинг. В 2008 все казалось куда радужней. Игра манила своими просторами и небанальным набором врагов, гулей и мутантов хотелось наблюдать исключительно в 3D, а за дизайн культового поселения Мегатонна игре можно было простить почти все. Ненужный крафт был приятной и необременительной фишкой, разрушенный Вашингтон оставался интересным и загадочным - словом, поначалу все работало на удовольствие игрока. Основные костыли вылезали спустя некоторое время - отвратная логистика Вашингтона, бесконечные кишки метрополитена, перекрытого завалами в разных местах не давали насладиться движением по сюжету. А вскоре и сам сюжет переставал производить впечатление. Стереотипно хорошее Братство Стали било стереотипно плохой Анклав, мы находили отца и неминуемый выбор наступал слишком быстро. А потом игра заканчивалась - и это было счастьем, потому что ловить патрули Анклава и отряды мутантов при наличии потолка уровня становилось скучным и бесполезным занятием. Центр Вашингтона не приносил ничего нового, знакомство с набившим оскомину Тридогнайтом не сулило никакого нового опыта. Эту игру выпускали создатели великого Морровинда? Да даже казуальный Обливион был сделан с куда большей любовью!

-2

Спустя время приходит понимание. Третий фолач создан для максимально несюжетного прохождения - оставьте отца в Транквилити-Лейн, не стоит даже пытаться двигаться дальше ради него. Квестов немного, но они есть, и некоторые из них очень даже интересны. Найти поехавшего ученого в муравьином логове, поучаствовать в битве комиксных героев за передел маленькой торговой общины, поучаствовать в выборах президента маленькой республики, помочь рабам или работорговцам. Взорвать бомбу в Мегатонне или убить кровожадного старика в Тенпенни-тауэр? Помочь вампирам жить в мире с местным поселением, либо изрубить всех в капусту? Задания балансировали между пресловутым добром и злом, и все-таки они были оригинальными. Главным образом решал сеттинг - его очарование пробивалось даже сквозь скудный моральный выбор. Могу точно сказать, что роботы в оригинальных частях были куда менее обаятельны - местная стилизация Мистера Храбреца или Робомозга вписывается в антураж куда лучше. Разрушения и заброшенность в трех измерениях тоже поражали. Смотреть с вершины Тенпенни-тауэр на уставший мир бесценно.

-3

Но того, что я назвал, явно недостаточно. Лучшую свою сторону третья часть практически не показывает. Только с Вегасом мы научились заглядывать в каждую брошенную хижину и изучать все мини-локации. А надо было раньше - ведь Fallout 3 является практически шедевром малых нарративов. У этого забытого мира осталось много историй, которые не будут отмечены в квестовом журнале - может, стоит их увидеть? Один ученый сделал из крысиного мяса и клея изысканное блюдо. Один путешественник заплутал и нашел в здании по разработке буров таинственный обелиск. В брошенных радиовышках остались разработки по запуску военного спутника - можно что-нибудь взорвать. В здании мемориала ковался успешный бизнес по продаже особого мяса, но конкуренты решили все переиграть. Другие охотники за "особым" мясом распинают гулей в местечке около гор. Каждая локация готова вам что-нибудь показать - вопрос лишь в том, как далеко вы зайдете. И эти истории из терминалов и голодисков становятся лучшим лицом игры, чем двуполярные квесты и однополярная короткая сюжетка. В New Vegas таких мини-пасхалок тоже много, но в третьей части есть достаточно оригинальные образцы - взять хотя бы роту гулифицированных китайских солдат на бывшей фабрике готовых обедов.

-4

Я мало сказал про официальные дополнения, хотя с ними, как и с любительскими модификациями, мир третьей части можно сделать на порядок лучше. Конечно, хорошие моды придется искать долго, и вряд ли лучшие из них переведены полностью, но имеем, что имеем. Попытки возвращения атмосферы третьей части точно были, а вот удались они или нет, решать вам. Дополнение Broken Steel, продлевающее сюжетку, звезд с неба не хватает, а вот Point Lookout и The Pitt интересны, потому что добавляют новые пространства, которые вписываются в лор игры и много чем напоминают "те самые" локации из первых двух частей. Все остальное плохо вписывается в лор, а Mothership Zeta, помимо прочего, кажется мне еще и очень глупой попыткой оммажа секретным локациям первой и второй части. Когда это сделано так глупо и в лоб - в этом нет никакой пользы для лора игры и для ее атмосферы.

-5

Попробуем подвести итоги. Без жажды исследования этот мир ни за что не откроется Одинокому путнику. Некоторые локации здесь сокрыты столь искусно, что и при втором прохождении можно не понять, как до них добраться. Вы не найдете там особо ценных вещей - даже медицинская броня в Олд-Олни не стоит столько, сколько сам антураж Олд-Олни. Но все это истории, осколки прежней, довоенной жизни. Лучше причин поиграть в третью часть и не назовешь. Позовите дух бесстрашного искателя с просторов Нового Вегаса, берите в руки боевой дробовик - и вперед, за приключениями и той самой атмосферой. Говорят, в каких-то уголках этой потерянной земли еще проглядывают уши прежнего Фоллаута. Как думаете, удастся их отыскать?

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц