Найти тему
200 фишек про учебу

И зачем Вам ЭТА школа?!

Оглавление

Накануне 1 сентября, многие ли из вас задавались вопросом, для чего Ваши дети пойдут в школу?

Кто из вас серьезно думал над вопросом о цели, с которой ваш ребенок ежедневно пять, а то и шесть дней в неделю будет посещать учебное заведение.

И речь не о начальных навыках письма и чтения - этому большинство детей обучаются еще в детском саду. Поступая в приличную школу, они уже сдают своеобразный экзамен.

Предлагаю Вам пройти «мини-тренинг», который позволит задуматься над стратегией обучения своего ребенка и поможет определить цели и задачи, которые будут Вами поставлены перед школой и перед самим ребенком.

Для начала предлагаю подумать над тезисом, который не вызывает возражений. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка счастливым.

Но, что такое быть счастливым?

Из чего состоит это состояние счастья?

Обычно этот тренинг проходит в течении четырех часов. Но в данном случае в сокращенном варианте мы попробуем уложиться в 15 — 20 минут.

Итак, для начала рассмотрим конечный набор из десяти факторов, которые мы будем рассматривать в качестве составляющих счастья: здоровье, энергия, дружба, любовь, деньги, статус, власть, свобода, хобби, время.

Составим таблицу, возможно в Exel, а можно и ручкой на бумаге, и оценим каждый фактор от 1 до 10. Один — совсем плохо, ничего нет. Десять — отлично, присутствует сколько угодно.

Примем параметры такими:

10 — отлично.

9 — очень хорошо.

8 — хорошо.

7 — весьма не плохо.

6 — средненько.

5 — не очень хорошо.

4 — не сильно плохо.

3 — плохо.

2 — очень плохо.

1 — отвратительно.

Заполняем таблицу сначала для текущего положения. Возраст 15 лет — это условный возраст вашего ребенка сейчас. Скорее всего ему от тринадцати до семнадцати.

Существует ограничение. Всего в сумме у нас есть только 50 баллов. Таким образом мы можем каждый фактор оценить на пять баллов из десяти. Или пять факторов по девять баллов и пять по единице. Или как то еще.

Вкратце о факторах.

Здоровье — это обычное здоровье. Физическое и душевное состояние. Я надеюсь, у Вашего ребенка все в порядке со здоровьем. Я поставил восемь, это хорошо. Для среднестатистического большинства школьников в возрасте от 13 до 17 лет этот показатель от 6 до 8. От удовлетворительного до хорошего.

Энергия — это активность вашего ребенка. Из кого-то энергия «так и прет». А кто-то не слишком энергичен, не активен. Это зависит от многих факторов: от темперамента, характера, воспитания, окружения и т. п. От здоровья этот показатель почти не зависит, если у ребенка нет особенных патологий по первому фактору. Я поставил восемь нашему среднестатистическому ребенку в таблице.

Дружба — способность поддерживать отношения с окружающими людьми. Наличие устойчивых положительных связей с одноклассниками и окружением. Наличие достаточного количества настоящих хороших друзей.

Любовь — это не дружба, это личная жизнь, интимные связи. Это построение отношений с целью создания семьи и продолжения рода, это поиск «своей половинки». Это очень важный фактор счастливой полноценной жизни человека.

Деньги — это наличие денежных ресурсов в достаточном количестве. Именно своих денег в достаточном количестве для удовлетворения всех своих потребностей. Не только жизненно необходимых, а всех, которые есть. Мало у кого в мире десятка по этому показателю. Такое может быть в двух случаях. Денег слишком много, или потребностей слишком мало. У среднестатистического ребенка, если он не наследник Рокфеллера, скорее всего потребностей больше, чем денег. Намного больше. Я поставил единицу. Совсем мало денег.

Статус — это положение в обществе. Тут не все так просто. Статус — это не власть, которая идет следующим пунктом. Статус — это авторитет, уважение, обожание человека в обществе. Можно быть при власти с деньгами и без статуса. А можно и наоборот. «Властитель дум» в обществе имеет наибольший статус. Я поставил единицу. У Вашего ребенка может быть больше. Он может быть победителем олимпиад, чемпионом России, председателем совета отряда. У него может быть заметно большой статус для его возраста.

Власть — это наличие властных полномочий, депутат, милиционер, Президент. Родитель обладает властью над ребенком, обычно. Примем, родитель - двойка. Депутат сельсовета — тройка. Президент страны — десятка.

Свобода — возможность делать то, что хочется, когда хочется. Или не принуждать себя к действию без желания.

Хобби — это Ваши занятия «для души». То, что вы делаете для себя, а не для предыдущих факторов. Рыбачить или читать книги. Если у Вашего ребенка есть позитивное увлечение, которым он готов заниматься круглосуточно и самозабвенно, тогда девять — десять. Алкоголь, наркотики, цифровая зависимость не считаются хобби.

Время — это оставшееся время жизни. Это единственный более-менее объективный фактор. Будем считать, что у среднестатистического школьника пятнадцати лет впереди почти вся длинная жизнь - твердая девятка в нашей таблице.

Таким образом, у Вас получилась таблица с заполненным первым столбцом. Это то, что у вашего ребенка есть сейчас.

-2

Ответьте себе на вопрос: Он счастлив? Насколько Ваш ребенок удовлетворен собой и миром вокруг? Чего ему явно не хватает?

Только не с Вашей точки зрения, а с его. Вам важно знать его настоящие желания и потребности. Объективная оценка начальных условий — первый шаг к построению адекватной стратегии.

Если у вас нет ясного ответа на этот вопрос, оторвитесь от заполнения таблицы и поговорите с ребенком!

Заполнили? Двигаемся дальше.

В таблице еще три пустых столбца. Они соответствуют оценкам наших десяти факторов по достижению Вашим ребенком тридцати, сорока пяти и шестидесяти лет. Заполняем по тем же принципам, что и первый столбец. С сумме все десять факторов не могут превышать пятьдесят.

Единственный фактор, который объективно снижается с возрастом — это время, оставшееся нам на жизнь.

Заметим, что тридцать лет — это возраст максимальных темпов роста личности. Профессионального роста и прочего. Сейчас, конечно, все границы откладываются. Но, в целом, в этом возрасте легко привносить в свою жизнь изменения и активно целеполагать. Можно работать сутками без нанесения непоправимого ущерба здоровью. В общем, «возраст максимального ускорения».

Сорок пять лет — это максимум всего, что связано с формированием личности. Максимум внутреннего развития личности. «Возраст максимальной скорости».

Шестьдесят лет — возраст подведения итогов. Обычно, это начало заката профессиональной деятельности. Возраст осознания, что жизнь прожита и нужно наслаждаться оставшимся временем. Тратить его с пользой и удовольствием, причем не только для себя, сколько для окружающих.

Могут, конечно, быть варианты в зависимости от рода деятельности и образа жизни. Но, если повезет, то распределение примерно такое.

Впрочем, если Вашим детям 15, то Вы и сами наверняка уже знаете, какой возраст для чего предназначен. Это, кстати, предмет отдельного тренинга. Порой корректировка возрастного целеполагания сама по себе бывает весьма полезна и в зрелом возрасте.

Итак, Вы заполнили «таблицу счастья» во всех четырех столбцах. Сами или при участии Вашего ребенка, это пока не важно. В любом случае будет нелишним обсудить с ним результаты вашей работы.

Получилась таблица, примерно такая, как на картинке ниже.

-3
У Вас будут другие цифры. Но некоторые тенденции изменяются с годами похожим образом у всех.

Например, здоровье. Оно с годами обычно не улучшается. Если вначале оно хорошее, то и к шестидесяти даже без особых усилий можно рассчитывать на троечку. Хотя напомним, что у нас три — это плохо. Обычно, в шестьдесят здоровье будет такое, что для пятнадцатилетнего считалось бы плохим. Но ведь не отвратительно же!

Кстати, после того как Вы задумаетесь о здоровье и прочем, у Вас появятся мысли о том, как это самое здоровье сохранить. Если приумножить его с годами может и не получиться, то сохранить вполне выполнимая задача. Вопрос, насколько именно эта задача будет для Вашего ребенка главной на протяжении всей жизни.

Если, к примеру, для зарабатывания денег он выберет профессию с вредными условиями труда, то деньги будут, скорее всего, расти с годами, а здоровье будет падать.

Если он выберет власть, то скорее всего поступится свободой, возможно деньгами. Да, власть и деньги не всегда следуют друг за другом. Да и времена меняются.

Теперь посмотрите на Вашу таблицу под немного другим углом.

Величины факторов в колонке «тридцать лет» показывает чем Вы (вернее Ваш ребенок) готовы жертвовать для достижения Ваших длинных стратегических жизненных целей.

Величины факторов в колонке «сорок пять лет» показывает чего Вы хотите добиться на пике своей биологической функциональности.

Величины из колонки «шестьдесят» - это то, чем вы будете дорожить и гордиться на закате своей жизни.

Понятно, что 50 баллов в 30 лет это не те же 50 баллов, что в 60 лет. Пять баллов за фактор «деньги» в тридцать могут быть в абсолютной величине денег гораздо больше, чем восьмерка за «деньги» в шестьдесят. Тут, конечно, все индивидуально.

Но это Ваш план, относительно Вашего ребенка, который Вы составляете исходя из Вашего жизненного опыта и Ваших представлений о счастье.

Выводы

Теперь, когда Вы «построили» жизненную стратегию для своего ребенка, настало время обсудить с ним то, что у Вас получилось. Узнайте, что думает Ваш ребенок о своем будущем, как он представляет это будущее, если вообще представляет.

Скорее всего никак.

Как ни странно, с детьми редко разговаривают на эту тему. Вопрос, «кем ты хочешь стать, когда вырастешь?», не в счет. Чаще всего ответ на него берется из «что я хочу иметь сейчас».

Помогите своему ребенку представить себя в тридцать лет, в сорок, в пятьдесят. Кем и, главное, каким он хочет стать? Согласуйте с ним цифры в таблице! Что-то, возможно, придется поправить.

Но есть один важный нюанс. Перед тем, как Вы исправляете какую либо цифру, Вы должны обсудить со своим ребенком и возможные пути для изменения этого показателя.

Например, пятерку в деньгах к любому возрасту получить достаточно просто. Для того, чтобы зарабатывать «не очень хорошо», нужно просто регулярно трудиться на какой нибудь средней линейной должности, сорок — пятьдесят часов в неделю. Добросовестно трудиться, вести образ жизни, соответствующий Вашей должности, не производить излишних трат, откладывать помаленьку на черный день. Обычный среднестатистический уровень доходов российской семьи.

Если Вы планируете добиться восьмерки, не говоря уже о показателе девять-десять, тогда придется чем-то жертвовать ради денег. Например, много лет усердно получать хорошее образование в областях деятельности с хорошими зарплатами, долго и напряженно работать, экономить, инвестировать. Денег будет больше, но, при этом велика вероятность, что в других областях будет твердая единица. Ваш ребенок готов к этому? Вы желаете такой жизни для своего ребенка? Вы подготовили его к такой жизни?

Каждое перераспределение баллов в Вашей таблице делается только тогда, когда Ваш ребенок готов чем-то жертвовать ради чего-то, для него более важного. И так всю жизнь.

На самом деле секрет человеческого счастья очень прост — заниматься любимым делом. Если Вы занимаетесь своим любимым делом и при этом Вам хватает средств на жизнь, то скорее всего Вы счастливы.

Теперь подведем итоги

1) После того, как Вы с Вашим ребенком окончательно заполнили таблицу, как вам представляется наиболее оптимальным, Вы должны определиться, чем Ваш ребенок любит заниматься на самом деле.

2) Решить, какая профессия наиболее близка к сфере его интересов. Затем смотрим, где обучают этой профессии.

Изучаем список ста-трехсот лучших учебных заведений по данной специальности в мире. К счастью, сейчас все есть в Интернете.

Не замыкайтесь на своем и близлежащих городах и областях! Или даже только на Москве и Санкт-Петербурге. Проведите глобальный поиск. Разберитесь, чем отличаются разные учебные заведения и кем работают их выпускники. Даже если, в конце концов, Вы выберете коллеж рядом с домом, то Вы сделаете Ваш выбор осознанно. Будете совершенно точно понимать, чем жертвуете взамен того, что получаете.

Кстати, не всегда и не по всем специальностям наилучшее образование получается в столицах и «заграницах». Но это предмет другого разговора.

3) Третий и самый важный шаг. Вы выбираете будущее учебное заведение с учетом долгосрочных стратегических целей Вашего ребенка, которые Вы совместно с ним определили, исходя из ценностей Вашего ребенка. Постарайтесь отбросить соображения сиюминутного удобства, комфорта и экономии. Вы выбираете судьбу Вашего любимого ребенка.

4) Организовываете повседневную жизнь вашего ребенка в соответствии с правилами и требованиями выбранного учебного заведения и здравым смыслом.

Главное, что хотелось донести в этой статье - не нужно строить жизнь своего ребенка по своему образцу и подобию «под копирку». Впрочем, всегда встречаются исключения. Для некоторых это очень даже приемлемо.

Но для большинства среднестатистических родителей — это огромная ошибка, которая может стоить очень дорого Вашим детям.

Что было нормой в девятнадцатом веке, допустимо в веке двадцатом, становится совершенно ошибочно в веке двадцать первом.

Даже если профессиональное самоопределение ребенка происходит «по родительским стопам». Окружающий нас мир очень быстро изменяется. Оптимальные модели поведения, адекватные этому стремительно меняющемуся миру, также изменяются. Ваш ребенок, даже оставаясь в Вашей профессии (если она еще будет существовать лет через пять-семь) должен будет быстро осваивать новые модели поведения, приобретать совсем другие навыки. И в профессии, и в жизни. Главное, чтобы передаваемый вами «жизненный опыт» не оказался «гирей на шее» Вашего ребенка.

А теперь повторим главный вопрос: каким Вы хотите, чтобы Ваш ребенок вырос?

Ну конечно же счастливым!

Согласитесь, все десять факторов в той или иной мере являются составляющими человеческого счастья. Но во многом именно окружающие (и родители по большей части) формируют для ребенка его индивидуальный "рецепт" счастья. И тут очень важно, чтобы то, что Вы сформируете у своих детей, адекватно соответствовало бы быстро меняющейся окружающей действительности.

Адекватность модели поведения — вот что главное для счастья Вашего ребенка!