Найти тему
Вокруг семьи

Как не загубить талант ребенка и дать ему шанс прожить СВОЮ жизнь?

Мамы и папы, глядя на своего ребенка, видят в нем маленького гения. Им кажется, что их малыш может абсолютно все, стоит только захотеть. Но вот вопрос: кто должен захотеть? Родители? Дальние родственники? Учителя? Или все-таки сам ребенок?


Казалось бы, ответ очевиден. Однако на практике далеко не каждый взрослый готов принять мысль о том, что его отпрыск сам знает, чего хочется. Нередко можно увидеть такую картину: мама или папа, упустившие в жизни какие-то возможности, начинают давить на свое чадо, заставляя его следовать пути, им самим казавшемуся идеальным. Их мало волнует, что, достигая определенных успехов в навязанном деле, мальчик или девочка упускают уже свои собственные возможности.
Так возникает замкнутый круг, из которого хотели бы вырваться многие семьи. Десятками покупаются в магазинах книги по воспитанию, баснословные гонорары зарабатывают психологи, к которым бегут в поисках истины в последней инстанции, распинаются на все лады учителя, каждый предлагая свои способы развить (или загубить на корню) детские таланты. А неравнодушные, любящие мамы и папы впадают в состояние, близкое к панике. Им кажется, что они все делают не так.
Как же быть в такой ситуации?
А если попробовать просто отпустить ситуацию и позволить ребенку самому выбрать свой путь?


Конечно, это вовсе не значит, что нужно полагаться на волю случая и бросить ребенка без поддержки. Советом, бережной критикой, неизменной любовью можно направить своего малыша прямиком к счастью.

Именно так поступали родители современной писательницы и художницы Марины Жужковой, сумевшей добиться немалых результатов в своей творческой жизни. Давайте посмотрим, как это было, и сделаем выводы, полезные для своей собственной семьи.

"Огромная заслуга моих родителей (конечно, в основном мамы) в том, что я с самого раннего детства воспитывалась в свободе выбора", — признается Марина. И в голосе ее звучит благодарность.

-2

И все-таки предоставить ребенку выбор — это нелегко. И выдержать его способен не каждый взрослый. Марина вспоминает, что и в ее семье, любящей и благополучной, возникали разногласия по поводу воспитания. В то время как папа имел свое собственное видение будущего дочки, мама была уверена: только девочка может решить, что ей интересно. Но прежде придется многое попробовать.

"Когда-то папа говорил, что сделает из меня балерину. Но мама была реалистка, она все время старалась предоставить мне всё для интеллектуального и творческого развития. Сама являясь творческим человеком (она хорошо рисовала с самого раннего детства,  занималась фотографией, вышивала, шила, вязала, а в шестьдесят лет научилась плести кружева на коклюшках), мама хотела зажечь во мне искру творчества и познания. Нет, она бездумно меня не баловала, но очень многое позволяла. О том, что у меня был зоопарк на дому, надо рассказывать долго  и отдельно. А когда я вдруг «заболела» кактусами, родители разрешали выписывать дорогущие семена этих растений из оранжерей. Мама  подняла всех наших друзей на поиски новых видов для моей коллекции, сама бегала по частным торговцам и цветочным магазинам. Подталкивала папу мастерить теплицы, устраивать на окнах полки, помогать запасать разные составы почвы, фотографировать цветущие экземпляры. Я и сама с восьми лет умела уже фотографировать. У меня (конечно, с подачи мамы) были два хороших по тем временам фотоаппарата — «ФЭД» и «Зенит». Мама выписывала мне кучи разных журналов, доставала и покупала отличные книги,  пластинки. В моем распоряжении всегда находились все  виды красок, карандашей, ручек и фломастеров. Поэтому, наверное, рисовать я начала раньше, чем читать и писать буквы.  Мама старалась всесторонне развить меня, при этом ничего не навязывая. Это все сыграло большую роль в моей дальнейшей жизни."

Поощряя увлечения дочери, родители предоставили ей множество возможностей, дали то, чего лишены многие из нас, — право решать свою судьбу. Чтобы Марина понимала, к чему действительно лежит ее душа, и принимала обдуманные, взвешенные решения, была выбрана особая школа. Там учителя были озабочены не тщетными попытками вбить в головы ученикам голые формулы и загнать их в клетку глупых стереотипов, а помочь им развить творческие способности.

-3

"Учиться я пошла в среднюю школу № 38 с эстетическим уклоном. Тогда это было новым явлением. Эстетику нам преподавали отдельным уроком, знакомили с культурами древнего и современного мира, с шедеврами изобразительного искусства, скульптуры и архитектуры. Ученикам прекрасно преподавали литературу, русский язык, историю и рисование. В школе же была устроена первая выставка моих рисунков, а в общешкольной стенной газете печатались мои стихи. То есть формирование творческой личности началось очень рано".

Сегодня подобные гимназии есть буквально в каждом городе. Но прежде чем отправлять ребенка в одну из них, следует озадачиться вопросом: эта ли школа и этот ли уклон действительно отвечают его склонностям. И даже если произошла ошибка, никогда не поздно ее исправить, не потакая лени, не пытаясь ссылаться на потраченное время, необходимость закончить начатое и прочие глупости, лишь глубже утягивающие человека в пучину нелюбимого дела. А значит, придется начинать с начала, снова и снова ставить эксперименты, иногда рисковать, приниматься за много разных вещей и постепенно отбрасывать ненужное.

"Каждое лето (опять же по настоятельной инициативе мамы) меня вывозили в деревню, на дачу. И там сложился коллектив детей, где я занимала совсем даже не последнее место. Дети были все городские, разного возраста. Родители их тоже на лето снимали дачи. Чтобы удерживать и подчинять себе группу здоровых детей в пять-семь человек, мне приходилось выдумывать всякие интересные игры, шалости и порой даже озорные выходки. Во что мы только не играли, что мы только не вытворяли!.. А вечерами, когда я рассказывала самые захватывающие сказки, ни одного ребенка нельзя было оттащить за уши от моей лавочки. И когда все разъезжались осенью по домам,  всю зиму писали друг другу письма, — продолжает Марина рассказ о своем детстве, создавшем благоприятную почву для того, чтобы на ней проросли цветы будущих свершений.
"В девятом классе мама с папой  купили мне печатную машинку. Это была отличная, импортная портативная машинка, очень дорогая и дефицитная. Я выстукивала на ней свои первые опусы и письма друзьям.  Может быть, благодаря этой машинке мои письма разлетались друзьям до тех пор, пока мы все не закончили школы, не поступили в разные институты, не обзавелись семьями. И со многими из этих ребят мы дружим до сих пор, их мужья и жены (и даже их дети!) стали для меня друзьями.
После окончания школы я жаждала поступить в художественное училище. Но пришлось учиться в Тверском (тогда Калининском) государственном университете на филологическом факультете. И к лучшему! Рисование как хобби меня вполне устраивает
".

-4

Ответственность и толерантность — вот, наверное, два принципа, которых следует придерживаться при воспитании детей. Именно они помогли Марине Жужковой стать писателем, автором книг "Сказки грибного дождя", "Озорное молоко", "Где спрятана удача", "Превращение", победителем множества литературных премий и конкурсов, автором картин, которые выставлялись в тверской библиотеке им. М. Суворова.

"Я считаю, что каждый ребенок от рождения творец, и в каждом есть скрытый талант. И не один! Родителям и окружающим людям надо очень внимательно относиться к этому. Вовремя заметить, поддержать и помочь развиться пробивающимся росткам творчества. Заинтересовать ребенка, показать, как это прекрасно, похвалить. Но  не «сюсюкаться», а относиться к маленькому человеку как к взрослой личности. И в то же время постараться самому остаться в душе ребенком, снизойти до его уровня, но очень тактично и бережно".  

А как считаете Вы?

-5

Купить книгу Марины Жужковой