Этот текст открывает серию, в которой канал «Джаз.Ру» в Яндекс Дзен обращается к лучшим концертным репортажам за 20 лет работы в качестве и сетевого, и бумажного издания о джазе.
Можно ли писать о музыке? Есть бродячая цитата: «Говорить о музыке — всё равно, что танцевать об архитектуре». Её кому только не приписывают, от гитариста Фрэнка Заппы до комика Мартина Мулла. На самом деле она восходит к высказыванию американского писателя Уинторпа Паркхёрста, впервые появившемуся в печати ровно сто лет назад, в 1918 г. Забавно, что 19 лет спустя, в 1937 г., Паркхёрст выпустил в свет книгу под названием «Энциклопедия музыки и музыкантов», в которой обильно и со знанием дела... пишет о музыке. И, кстати, никто не доказал, что танцевать об архитектуре невозможно!
«Джаз.Ру» по своей природе — издание о музыке. И, естественно, мы пишем о музыке, в том числе о том, как её исполняют на концертах! Начинаем серию с фрагмента репортажа редактора «Джаз.Ру» Кирилла Мошкова с фестиваля «Джаз у старой крепости», который состоялся в Новокузнецке (Кемеровская обл.) в июне 2002. Из всего репортажа мы выбрали описание концерта американского коллектива Victor Bailey Group, во главе которой стоял выдающийся бас-гитарист джаз-рока и фьюжн — Виктор Бэйли (1960-2016). Фотографии с того концерта 16-летней давности впервые публикуются в полном размере: в 2002 большая часть российской интернет-аудитории сидела ещё на dial-up'е по проводным телефонным сетям, через которые хорошо проходили только маленькие картинки.
Кирилл Мошков (текст, фото)
...Финальный день фестиваля, 26 июня, был полностью отдан группе американского бас-гитариста Виктора Бэйли. Victor Bailey Group — в значительной степени виртуальное образование: за пятнадцать лет сольной карьеры экс-басист Weather Report и The Zawinul Syndicate выпустил всего три довольно разных по стилю и ценности альбома, и нынешняя версия группы собрана для тура в поддержку третьего из них, «That's Right!».
Нельзя не признать, что группа подобрана почти идеально. Помимо Бэйли, ветерана «самой-самой» из групп оригинального джаз-рока 70-х — 80-х, в ней есть ветеран другой «самой-самой» — клавишник Джим Бирд из Mahavishnu Orchestra, который большую часть концерта был не очень заметен, пока не сыграли его авторскую пьесу — насыщенную, изобретательную, с отличными ритмическими находками.
Но это ещё не всё: главный импровизационный голос группы — саксофонист Бенни Моупин, живая легенда корней и начал джаз-рока. Ведь это именно он играет на бас-кларнете на эпохальном альбоме Майлза Дэйвиса «Bitches Brew» 1969 года (а также на «On The Corner»), это именно он сочинил для Хёрби Хэнкока заводной басовый ход к «Хамелеону», именно он был единственным членом секстета Хэнкока, перешедшим вместе с лидером в 1973 г. в The Headhunters...
На концерте старый мудрый Моупин играл едва ли не на всем своем арсенале — сопрано-, альт-, тенор-саксофонах (трудно сказать, на чем лучше), но самое главное — на бас-кларнете, на котором сыграл только одну композицию собственного сочинения, но достойную сольного концерта — настолько глубоко, проникновенно, яростно и красиво она прозвучала.
СЛУШАЕМ пьесу «Steamy» с альбома «That's Right», 2001.
Виктор Бэйли — бас-гитара, голос; Бенни Мопин — бас-кларнет; Ленни Уайт — барабаны; Дин Браун — гитара; Джим Бирд — клавишные
Впервые с группой играл один из самых необычных гитаристов современного джаза, Дейв Гилмор, который уже был в России с группой Рэнди Бреккера три года назад. Гилмор очень интересен как солист, у него есть интересные собственные проекты (например, отличный альбом «Ritualism»), но и с Бэйли он весьма органичен: его протяженные, изящно выстроенные, но энергетически довольно грубые (какой-то первобытной, почти хард-роковой энергией) соло украсили несколько пьес, вызвав приветственные клики зала.
Наконец, барабанщик. Должен был ехать другой, но внезапно — как это иногда случается с некоторыми музыкантами — выяснилось, что он не получил российскую визу. То ли забыл, то ли не знал. Направлявшиеся в Европу музыканты срочно позвонили польскому барабанщику Кшиштофу Завадскому, у которого с российской визой проблем нет, да к тому же Завадски уже играл по отдельности и с Гилмором, и с Бэйли. Завадски получил диски с программой, слушал их три дня, потом один (!) раз порепетировал с группой — и отправился в Россию. Нет, то есть какие-то накладки, безусловно, были — там небольшой кикс, тут неточно пойманный акцент — но в целом надо сказать, что коллега из братской Польши (который сразу всем в Новокузнецке сильно полюбился, потому что хорошо говорит по-русски) справился с нелегкой работой на твердое «хорошо».
А ведь играть с таким басистом вовсе непросто. Сам Виктор Бэйли — неожиданно худой и хромающий (сказывается тяжелое генетическое заболевание суставов ног, которое, по словам музыканта, уже довело его отца до инвалидной коляски) — первоначально не производит впечатления одного из самых востребованных электробасистов мира. Дорогая, но ординарная бейсблока с логотипом New York Yankees, простенькая спортивная одежда... Только дорогой штучный бас выбивается из типично нью-йоркского облика артиста.
И, надо сказать, басом он владеет на все сто. Было всё: резкие взмахи грифом, чтобы струны могуче грянули о порожки, произведя оглушительный взрыв; долгая и кропотливая, но изящная и точно артикулированная работа тэппингом на грифе; упругая пульсация басового «грува», который только кажется таким простым и заводным, а — попробуй повтори или хотя бы приблизься... Почти не было, правда, слэпа (перкуссивной игры шлепками по струнам): Бэйли — не из этой школы, почти всё, чего он хочет добиться от инструмента, он добивается кончиками пальцев. Хотя время от времени правая рука его и становится в характерную «африканскую» позицию сверху струн, когда отогнутый большой палец начинает перебирать струны вместе с остальными, к слэпу (когда большой палец начинает со звоном высекать резонансные удары из струн) он почти никогда не переходит.
В целом весь материал порадовал удачным балансом импровизационной креативности (идущей в массе своей от Моупина и — в некоторой степени — от Гилмора и Бирда), будоражащего современного фанкового грува, джаз-рокового звукового напора, вызывающего в памяти старые добрые 70-е, и многообразного тематического материала, касающегося и стереотипов фьюжн, и блюзовости попевок нынешнего фанка, и сложных стилистических напластований классического джаз-рока. Это было свежо и необычно — и, уж во всяком случае, ничуть не менее интересно, чем приезжавший пять лет назад The Zawinul Syndicate (с тем же, кстати, Виктором Бэйли в составе).
СЛУШАЕМ пьесу «Nothing But Net» с альбома «That's Right», 2001. Виктор Бэйли — бас-гитара; Бенни Мопин — сопрано-саксофон; Ленни Уайт — барабаны; Дин Браун — гитара; Джим Бирд — клавишные