Педагогика – наука о воспитании и обучении человека – является одной из важнейших дисциплин в обществе. Именно обучение, передача знаний потомкам и их накопление, позволило человеческому обществу стать разумным. Поэтому необходимо не только обучать детей разным наукам, но также и морали, помочь сформировать правильный образ о мире и о себе. И как меняется представление людей о Вселенной, искусство обучения также меняется.
Учитель сегодня и учитель в Древней Греции имеют лишь одну общую черту – они обучают детей. Совершенно разными методами и по-разному думая. Да что там, даже учитель 50 лет назад совсем не тот, что учитель сегодня. И чтобы это доказать, нужно пробежаться по истории педагогики. А затем нужно ответить на вопрос: а каким должен быть педагог 2018 года?
Само понятие педагогики закладывается примерно в V веке до н.э. в Древней Греции. Там зарождаются школы и появляются педагоги (учителя), сегодня мы знаем нескольких знаменитых – Платон, Аристотель, Сократ, Гераклит, Пифагор, Демокрит и другие. Педагоги античности обучали философии, этике, морали, письму, арифметике, грамматике. Но Древняя Греция была не единственным местом развития педагогики – к примеру, Конфуций был не только философом и педагогом, он создал философское учение, конфуцианство. В своих трактатах он учил создавать в себе личность, быть благородным и великодушным. Его учение легло в основу китайской культуры и соблюдается до сих пор.
С течением времени менялись цивилизации, а вместе с ними и учителя. Школы средневекового типа разительно отличались от школ Античности – в них дисциплины отошли на второй план, а главенствующей стало богословие. Церковь стала играть главенствующую роль в жизни человека и именно она взяла на себя роль обучения младших поколений. При церквях открывались школы и первые университеты и, конечно, всё обучение было платным и довольно дорогим. Зачастую даже короли европейских стран были неграмотными – и не из-за стоимости образования, а из-за отсутствия хороших учителей.
Всё начало меняться в эпоху Возрождения, когда благодаря самоучкам-алхимикам, медикам и философам накопилось достаточное количество знаний о мире. Сначала получать знания стали гениальные умы того времени (Да Винчи, Парацельс и другие), затем – короли и их дети, а затем и все богатые люди. Тем не менее, большинство населения было необразованным, и власти не стремились это исправлять.
По-настоящему образование стало массовым в XX веке. Именно при советской власти в России вводятся обязательные программы обучения в школе. Знаменитая реформа, ликбез (ликвидация безграмотности), стала одним из хороших последствий советской власти. 8-классовое образование сменилось 11-классовым, а продолжить обучение можно было в университете. Именно образование СССР считалось (и считается многими до сих пор) лучшим в мире.
Педагог для советского ученика заменял ему родителей. Он был ему чуть ли не ближайшим родственником и всегда приходил ему на помощь. От родителей мы не раз слышали истории о том, как в школьные годы они ходили к учителю домой, либо весь класс вместе с учителем приходил к заболевшему ребёнку – разве это встретишь сегодня? Хорошо, если учитель хотя бы позвонит…
Образование в СССР было всенаправленным – выпускник знал, куда он пойдёт и что он будет делать. Пойдёт ли он в армию, на работу или продолжит обучение в университете – он это знал. И даже когда его планы рушились, всё же он был подготовлен к любым ситуациям в жизни – это дала ему школа.
Сегодня же всё по-другому. В 11 классе ученики сдают по 5-7 дисциплин ЕГЭ, порой просто «чтобы были», подают заявления во множество вузов и всё равно зачастую остаются недовольны. Высшее образование стало неформально обязательным, и редко встретишь человека, который не собирается идти в ВУЗ после окончания школы. Да, это говорит о том, что мир стал слишком сложным, и надо выбирать, чем заниматься дальше. Но это также говорит о том, что школьные (а также университетские) программы устарели. Устарели они не столько технологически (всё же технологии медленно проникают в жизнь учителей), а сколько морально – больше не надо запоминать формулы, не нужно знать, чему равняется корень из 65534. Нужен другой подход и другие знания.
Да, ЕГЭ - не подарок, но всё же это лучший подход, чем зубрёжка билетов. Тем не менее, ЕГЭ далёк от подходящего современным детям экзамена.
Центениалы, или поколение Z – те, кто родился после 2000 года (в Европе и США – после 1996). Это поколение сотрёт мир в порошок и изменит его до неузнаваемости. Оно выросло вместе с технологиями, Интернет для них – второй дом, а зачастую и первый. Они не умеют долго концентрироваться на одном, а также зачастую любят познавать всё, а не что-то одно. Центениалы предпочитают информативные видео вместо скучных лекций, инфографики вместо текста, интерактивное обучение и практику. И в школах этого практически нет. Спрашивается: почему уровень образованности школьников такой низкий?
Именно поэтому сегодняшний педагог просто обязан следить за технологиями, постоянно придумывать что-то новое, включать в свои уроки видеоматериалы и презентации, причём их процент должен превышать над теоретической частью. Неплохой идеей было бы проведение практических и лабораторных работ по физике и химии вместо уроков – не несколько на четверть, а буквально каждый урок. Детям больше не нужна теория – им нужна практика.
Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал - там ещё множество научных тем: космос, химия, физика, технологии,изобретения и многое другое. Читайте меня в телеграме (Будни Учёного 2.0) и в Яндекс.Дзене (Мир науки)!