Создание лекарственных препаратов и полезных химикатов — напрямую завязано на процесс растворения компоненты. Некоторые из этих компонентов порой растворяться не спешат, что выводило петербургских ученых из себя.
Важное исследование провели специалисты из СПбГУ, им удалось растворить то, что раньше растворения практически не поддавалось. Это, говорят авторы научной работы, практически революция в химии.
Растворимость, объясняют ученые, это — способность одного вещества смешиваться с другим, создавая однородную смесь. При этом растворитель должен не только растворять, но и не вступать с ними во взаимоотношения.
До сих пор с трудно растворимыми веществами боролись увеличением количества растворителя. «Традиционно работа с малорастворимыми соединениями сводится к увеличению объема растворителя. В итоге в разы увеличивается стоимость продукта», - говорят в СПбГУ.
Особенно это расстраивало ученых при работе с металлорганическими соединениями. Они, во-первых, очень любят участвовать во всяческих химических превращениях. Во-вторых, проявляют биологическую активность и потому входят в состав лекарств, используются в качестве катализаторов в химических реакциях.
В общем, металлорганические соединения — штука полезная, но растворяется плохо. Решить эту проблему помог ...йод.
«Исследуя растворимость соединений платиновых металлов, мы обнаружили, что при замене в структуре растворителя — дихлорметана — атомов хлора на атомы йода наблюдается резкое увеличение растворимости», - рассказал один из авторов исследования.
Ученые, среди которых студентка СПбГУ Мария Кашина, обнаружили, что между растворителем и объектом растворения образуется особое взаимодействие — галогеновая связь.
Суть этой связи известна ученым уже два десятка лет, но влияние ее на растворимость до сих пор оставалось загадкой. «Таким образом, химики СПбГУ открыли принципиально новый способ управления растворимостью соединений», - рассказали в петербургском вузе.
Серия экспериментов наглядно доказала, растворитель с новой структурой растворяет надежно — эффективнее в 2-15 раз по сравнению с обычными растворителями. При этом новый растворитель не вступает во взаимоотношения с растворяемым, что, понятно, идет на пользу.
«Результаты исследования помогут химикам оптимизировать условия синтезов, а также упростят исследования веществ с целью понимания их структуры», - резюмировали в СПбГУ.
Читайте также:
Петербургские женщины стали забывать, как выяснять отношения
Путин, Миллер и другие «питерские»: как сложилась судьба команды Собчака
Петербургские ученые нашли кладезь энергии в пирамиде Хеопса