Структура свадьбы д. Казацкие Болсуны, включая терминологию, в целом близка всему свадебному обряду, характерному для ветковского пограничья (здесь: с Красногорским районом Брянской области).
Строго ограниченное и регламентированное пространство свадьбы должно было соединить два чуждых, а потому враждебных лагеря жениха и невесты (особенно, если они из разных деревень):
— Ехаў, ехаў Мішачка через лес у двор, у двор,
Як ударыў конь капыццям аб высокі цяром…
Наиболее ярко «враждебность» выражена в словесных состязаниях на посаде, играх, посажении за свадебный стол. Сарказм и хлесткие насмешки над женихом, дружком, невестой, тещей откровенно отражены в так называемых «соромных», срамных частушках. Доминантой содержания в них выступают фаллическая, темы невинности и встречи родов. Вот только самые скромные из них:
— На гарэ бальшая драка:
Б’юць гарбатаю маю.
Анцярэсна паглядзець,
Куды гарбы будуць ляцець?
— Чаго свацця к зяцю не вышла?
Чаго свацця к зяцю не вышла?
Чаго яна не вышла
— Што яе шуба мыш’я!
— Наша цешча пышна, пышна,
Што к зяцю не вышла.
А таго яна горда, горда,
Што сабачая морда.
— У гародзе моркаўка сядзела.
Папытайце ў нявесты, ці цэла.
Калі цэла, дак у клець вядзіце,
А ні цэла — на парозе кладзіце!
— У нашага свата
Ні крытая хата.
Ні клеці, ні павеці.
Недзе ж скрыні дзеці!
Два противоположных мира отражаются в реализации мотивов: свадьба — война, свадьба — умыкание.
Продолжение материала про свадебный обряд деревни Казацкие Болсуны Ветковского района Гомельской области читайте на Краеведческом сайте Гомеля и Гомельщины.
Подборка статей про свадебные обряды на Гомельщине доступна по специальному тегу.