Есть на свете и такая загадка. Представьте себе яркие пестрые картинки-прямоугольнички, больше всего похожие на упражнения какого-нибудь юного художника, пробующего свои силы в несложном орнаменте. Однако история этих картинок гораздо примечательнее.
Оставлены они древним индейским народом — инками, создавшими мощное государство, называвшееся Тауантинсуйу. Занимало оно территорию современных Перу, Эквадора, Боливии и было завоевано в тридцатых годах XVI века испанскими конкистадорами под предводительством Франсиско Писарро.
Такие картинки-прямоугольники украшали большие глиняные сосуды, ткани. Долгое время их считали обыкновенным орнаментом. Однако теперь исследователи предполагают, что это не что иное, как… письменность инков. Сами понимаете, как заманчиво было бы научиться читать эти картинки, постичь их смысл. Ведь инки и сами по себе один из самых загадочных народов мира.
…Многое поражало испанских конкистадоров, добравшихся в 1532 году до страны инков. Индейцы этого народа обладали совершенными по тем временам астрономическими знаниями, имели представление о солнечном и лунном годе. В одном только Куско, главном городе государства Тауантинсуйу, высились четыре башни-обсерватории для наблюдений за положением Солнца и звезд.
Владели инки отменной строительной техникой — их каменные дома были красивы и удобны. Умело возделывали землю, искусно проводили оросительные каналы, были хорошими врачевателями. Народ жил в довольстве и достатке. И с точки зрения пришельцев был сказочно богат: дворцы и храмы наполняли множество искусных ювелирных изделий из золота и серебра, а на каждом индейце, не говоря уж о правителях, красовались драгоценные украшения.
А золото и драгоценности и были тем главным, ради чего добрался до далекой страны небольшой испанский отряд, преодолев немало невзгод на своем пути. Ведь основная часть государства инков располагалась высоко в горах, в Андах, самой большой горной системе Америки.
Испанцы покорили инков с помощью обмана и хитрости. Они остановились в маленьком городе Кахамарка, где решили дожидаться Великого Инку — императора Атауальпе, пожелавшего увидеть неведомых белых пришельцев, слух о появлении которых быстро дошел до столицы. Для безопасности Атауальпе взял с собой шесть тысяч воинов. Испанцев было в сорок раз меньше! Однако
Писарро уже установил на главной городской площади, где должна была состояться встреча, пушки, на высокой башне расставил солдат, вооруженных аркебузами, наготове были и всадники.
Писарро протянул Великому Инке Библию, предлагая через ин- дейца-переводчика перейти в христианскую веру. Когда же Атауаль- пе ответил, что эта книга ни о чем ему не говорит, главный конкистадор дал знак атаковать «еретиков, осквернивших Библию».
Взятый под стражу Атауальпе обещал за свое освобождение наполнить сокровищами комнату, где находился во время заключения, «до высоты поднятой руки». Со всех концов страны в Кахамар- ку стали доставлять золото и серебро из храмов Солнца, которому поклонялись инки, и из дворцов крупнейших городов— Куско, Уамачуко, Уайласа, Пуиту, Сиплапамы.
Комната доверху наполнилась драгоценностями. Добыча оказалась баснословной, пожалуй, ни в одном из покоренных индейских государств испанцы не собирали столько сокровищ. Но Великий Инка так и не был освобожден и вскоре погиб, а горстка белых пришельцев быстро покорила страну, лишенную правителя. И постепенно оказалась забытой созданная народом инков великая культура, ушли в прошлое их знания по астрономии, медицине, земледелию…
Но осталось немало загадок, на которые не могли не обратить внимания даже завоеватели.
В самом деле — искусные строители, оказывается, не знали… колеса. Наиболее поразительным оказалось то, что у инков, создавших великое государство, не существовало… письменности.
Это было невероятно. Как же передавались знания инков из поколения в поколение, где и как записывали они законы, по которым жили, как помнили свою историю?
Правда, первые испанские хронисты рассказывали, что инки пользовались для передачи информации так называемым «кипу» — своеобразным «узелковым письмом», представлявшим собой шнурок с нитями-подвесками разных цветов и оттенков. Быстроногие гонцы, по свидетельствам испанцев, разносили по дальним уголкам государства эти «письма», содержащие повеления самого Великого Инки или других вельмож. Но те же свидетели отмечали, что «записать» такими узелками, можно было лишь немногое…
Лишь лет тридцать назад эту загадку попытались разгадать. Перуанская исследовательница Виктория де ла Хара выступила с гипотезой, которая произвела в научном мире сенсацию. Она предположила: письменностью инкам служили многочисленные пестрые картинки на сосудах и тканях, долгое время считавшееся лишь затейливым орнаментом.
В поисках наживы испанцы не придали им никакого значения и многое уничтожили. Между тем стены храмов украшали, судя по воспоминаниям, пестрые, разрисованные ткани. И не была ли «написана» на них вся история государства инков?
Долгое время Виктория де ла Хара изучала старинные испанские хроники, одежды инков, хранящиеся в музеях, образцы рисунков на глиняных сосудах и деревянных кубках. Многие из них, увы, не пощадило время — краски стерлись, а то и вовсе исчезли. Но все больше и больше накапливалось сведений в каталоге, составлявшемся исследовательницей. И некоторые из картинок начали… «говорить». Как, каким образом?
Обычно историкам-дешифровщикам приходит на помощь математика: подсчитывают, как часто встречаются те или иные знаки или их сочетания, потом сравнивают данные с наиболее часто встречающимися в языке словами. Виктории де ла Хара приходилось опираться и на логику, и на интуицию. Ясно, что обо всех этапах ее кропотливой работы здесь не расскажешь, но вот, например, как «прочитала» она рисунок, обозначавший название столицы инков Куско.
В древних испанских хрониках утверждалось, что красный цвет инки считали священным. Магическим считалось и число «четыре». Главные дороги в Куско вели к четырем основным городским пунктам… А среди знаков-картинок часто встречается красный прямоугольник с четырьмя белыми квадратами по сторонам. Отсюда можно было предположить, что такие прямоугольнички обозначают имя столицы инков.
Похожим образом были «прочитаны» прямоугольник, обозначающий слово «инка», и некоторые другие. На одном из археологических конгрессов Виктория де ла Хара рассказала, что ей удалось прочесть даже текст одной из молитв древних инков, записанный такими же пестрыми значками…
Но пока сделаны только самые первые шаги в освоении «азбуки» инков. Кроме того, справедливости ради надо отметить, что далеко не всем ученым рассуждения Виктории де ла Хара показались убедительными. Многие до сих пор продолжают считать затейливые «прямоугольники» лишь пестрым орнаментом, и только…
Если понравилась статья, подписываемся на мой канал, ставим лайк и делаем репост в социальной сети.
На этом все, ставьте палец вверх, подписывайтесь на мой канал КАК ПРОСТО и группы в социальных сетях, дальше будет еще интереснее.
Моя группа в ВК: https://vk.com/kanalkakprosto
Группа в телеграмме: https://t.me/kanalkakprosto
Так же читай еще мои статьи >>>ЖМИ>>>