Часть I
Первое, что рисует воображение при слове "конкуренция" это прежде всего непрекращающаяся борьба между корпорациями за рынки, ресурсы и денежные потоки.
Однако существует еще один вид конкуренции, в котором нет места экономической целесообразности или политической идеологии. И эта конкуренция лежит не в плоскости экономической борьбы за потребителей, а, в первую очередь, в сфере этно-культурной, языковой и мировоззренческой. В этой конкуренции абсолютно доминирует только один принцип и существует только одна цель - обеспечение максимально благоприятных условий для существования и развития своей нации и , по возможности, расширение жизненного пространства для ее представителей.
Исторически процесс "конкуренции наций" был запущен после завершения Тридцатилетней войны, по итогом которой начали формироваться государства по этнической, языковой и, уже в меньшей степени, религиозной принадлежности.
Таким образом, Вестфальский мир 1648 года, положивший конец этой войне на европейском континенте, дал старт переходу от "Европы королей" к "Европе наций".
Переход к национальным государствам занял несколько столетий и, к слову сказать, не завершился и по сей день. Те страны, которые объективно должны были собраться - собрались. Среди них: Германия, Италия, Польша. Те же государства, которые должны были объективно развалиться, в конечном итоге и развалились. Среди них: Австро-Венгрия, Российская империя, Югославия.
Есть, правда, в Европе еще ряд стран, существование которых не является объективным исторически обусловленным следствием развития нации, а скорее результатом договоренностей между королевскими дворами или великим державами. В первую очередь, речь идет о Лихтенштейне, Андорре, в определенной мере Люксембурге и о "самой старой демократии" в мире - республике Сан-Марино. Но эти страны- скорее исключение из общих принципов формирования национальных государств.
Более того, на территории Европы еще остаются страны, которые до сих пор "трещат по швам". Например, такие как Бельгия, Босния и Герцеговина, Украина и, хотя и в меньшей степени, Испания.
Их "единство" сохраняется во многом в силу инерционности исторических процессов и наличием геополитической заинтересованности в их дальнейшем существовании у более сильных государств.
Означает ли это, что все нации, даже самые мелкие в исторической перспективе имеют шанс стать самостоятельными. И да, и нет.
Для самостоятельного существования нации необходимо наличие исторических традиций государственности, экономического и военного потенциала, а также государствообразующей элиты с четкой национальной самоидентификацией. Это минимальный уровень требований, в соответствии с которыми можно говорить о реальных предпосылках для создания национального государства.
С другой стороны, в последнее время и в Европе, и в Азии появились целый ряд государств, которые не обладают подобным набором требований. Как так получилось, что эти территории вдруг стали условно "независимыми державами"?
Ответ простой.В этом случае сработал фактор внешнеполитических интересов мировых держав, которые не могут допустить существование геополитических пустот на территориях в прошлом находившихся под контролем их геополитического конкурента. ( Более подробно об этом поговорим в следующих главах.)
Таким образом, нации, которые не обладают необходимыми набором предпосылок для создания своего национального государства, способны существовать лишь в качестве культурно-административных автономий в составе крупных доминирующих наций по принципу, который можно было бы определить как - "нация в составе суперэтноса".
Ярким примером этого принципа являются Соединенные Штаты, где все граждане являются представителями суперэтноса -"американцы", независимо от формальной этнической принадлежности. По этому пути шел и Советский Союз, который после окончания Великой Отечественной войны начал формировать свой суперэтнос - "советский народ". Думаю, через два-три поколения можно было бы всерьез говорить о появлении нового суперэтноса на территории СССР. Но история распорядилась иначе...
Этот принцип, то есть "нация в составе суперэтноса" подходит и для современной России, где суперэтнос "русские" включает в себя великороссов, украинцев, белорусов и даже те народы, которые ни этнически, ни лингвистически, ни религиозно не связаны с численно доминирующим народом в России- великороссами.
Европейский Союз тоже периодически делает попытки создать суперэтнос - "европейцы". На это проект тратятся огромные деньги из бюджета Евросоюза. Однако результаты пока минимальны. Только около 30% граждан Евросоюза, по опросам Евробарометра, готовы идентифицировать свою этническую принадлежность именно как "европеец". К тому же серьезное сопротивление этому процессу- этнической "европеизации"- оказывают страны с исторически сильными традициями национализма, такие как, например, Польша или Венгрия.
Продолжение - Часть III
Если вас интересует эта проблематика, подписывайтесь на канал и высказывайте свое мнение.