Как я завернул, ага? Прямо так взял, и р-раз! Всю интригу рассказа Владимира Железникова «Чудак из шестого «Б» открыл. И наверняка читатели подумали, что речь пойдет о «правильном», а потому жутко скучном мальчике и пути его перевоспитания. Подумали ведь? :)
Кратко о рассказе
Как я уже писал выше, сюжет крутится вокруг хулигана и тунеядца – ученика 6 «Б» класса Бориса Збандуто. Вместе с ним тянут лямку обязательного среднего образования его друзья – Сашка Смолин и Настя Монахова.
Терпят вызовы в школу мама героя – учитель физкультуры, папа, который часто бывает в командировках. И тетя Оля – возвышенная, но такая «ну-у-у-удная».
Ближе к середине рассказа у Бориса появляются подопечные – первоклассники 1 «А» класса.
О герое
Перед нами – типичный двоечник. Бьет окна, играет в запрещенные игры, дергает девочек за косички и прыгает по партам. Сбежать с уроков для него – вообще не проблема! А врет так, что залюбуешься.
Цитата: «Иногда даже хочется сделать что-нибудь хорошее, но специально отказываешь себе в этом, чтобы не подумали, будто я поддался воспитанию»
Про такого человека я бы решил: пропащая душа, ничего путного не вырастет, так и будет всю жизнь врать, попадать в неприятности. И закончит, конечно, каким-нибудь спившимся бомжом.
Но присмотревшись внимательнее, можно различить и положительные качества (я даже снова наваял табличку).
Во-первых, это человек, который прекрасно может учиться на 5-ки. Двойки он получает лишь в экстренных случаях. Например, чтобы попасть в пару с Настей Монаховой по отработке с отстающими учениками.
Во-вторых, креатив из него так и прет. Начиная от мыслей и заканчивая поступками. И смелость. Какой же креатив без нее?
Цитата: «Как-то я сострил на истории, что урок выучил, но отвечать не буду. Правда, за это меня выгнали из класса и влепили единицу, а отец обозвал балбесом и кричал, что я значение слова «индивидуальность» понимаю шиворот-навыворот»
В-третьих, ну разве выбрали бы отпетого негодяя вожатым для первоклассников?
Из хулигана в человека
Страшно представить, что было бы, не стань Борис вожатым. Пусть не сразу, поотпиравшись немного.
Но зато, прочувствовав всю ответственность, Збандуто удивил даже меня. Он искренне полюбил глупых малышей, которые и шагу ступить без него не могли. Цирк, автоматическая фотография, бассейн, зубной врач и даже больница – он везде был с ними.
Цитата: «На полу валялась ленточка, какая-то девчонка обронила. Поднял эту ленточку. Постоял. Мне здесь было хорошо. И все нравилось: и маленькие парты, и неумелые рисунки на доске, и эта ленточка, которую я держал в руке»
Самое главное событие, которое пронзило меня насквозь – поход в цирк.
К слову, я когда-то давно (и недолго) работал учителем в школе. Каждый поход за пределы школы превращался для меня в пытку. Детей нужно было доставить до места без происшествий, затем проконтролировать, чтобы вели себя хорошо, затем также ответственно распустить по домам. Для меня было катастрофой опоздание или какой-то отход от намеченного плана.
Борис на эту тему вообще не парился. Раз не все пришли, значит, надо зайти за опаздунами домой. И помочь, чтобы идти всем вместе. Пусть опоздать в цирк, пусть толкаться у входа. Зато – вместе.
Это то, чего мне всегда так не хватало.
Ученик делает то, что правильно, а не то, что дОлжно. Если это нужно и справедливо – заступается и защищает малышей хоть перед родителями, хоть перед директором, хоть перед заслуженным пловцом. И первоклашки отплатили ему тем же.
Цитата: «Они прошли мимо серьезные, сосредоточенные, и каждый из них дотронулся до моей руки. В общем, они знали толк в человеческой поддержке и подзарядили меня теплотой своих рук»
Вместо вывода
Стал ли Борис Збандуто примерным отличником, не бьющим окна и прекратившим врать?
Нет, все осталось, как и было! :)
Возможно, его методы не совсем подходят под стандартное воспитание детей, зато они честные и идут из сердца.
Понравился анализ? Ставь лайк и подписывайся на канал!
Весь список литературы можно найти здесь