Найти тему
Борщ Иванович

ШКОЛА: выучиться и выжить

Постоянный собеседник БОРЩа – психиатр Андрей Мэд на сей раз поделился мнением о том, как соблюсти в воспитании баланс уважения юной личности и соблюдения социальной нормы. Проще говоря – как учить, но не мучить. Эксперт в области возникновения и преодоления душевных мук и умственных терзаний высказался как всегда коротко, эмоционально и толково. А уж принимать его рекомендации на веру или нет решать, конечно, каждому самостоятельно. Ибо, как говорится, не дави и не давим будешь.

Почему нынешние дети не любят школу? Что в организации учебно-воспитательного процесса так претит детской натуре?

– Яркий, талантливый ребенок любить школу не будет и, по сути, не должен. Потому что там вокруг одно сплошное «надо» – шаблон поведения, одинаковый для всех без исключения. А ребенок рождается творцом, индивидуалистом, имеющим желание и способности осваивать мир не по заданным формулам. Это его естественное состояние, обеспечивающее гармоничное развитие. И испытывая в школе острый внутриличностный конфликт между «хочу» и «надо», он выплескивает его в раздражительность, агрессию, «плохое поведение» и т.д.

И что делать?

– Рискую быть закиданным тапками со стороны консерваторов в воспитании, но не надо ребенку вдалбливать любовь к школе. Получите обратный эффект. Да, это труд, это работа на собой. Но если есть друзья, общение, хоть какой-то интерес к изучаемым предметам, идущие на контакт и компромисс учителя – тогда будет увлеченность, и поход в школу не станет перманентным стрессом. Надо договариваться с ребенком, стараться превращать процесс обучения в некий эксперимент, заинтриговывать. А выносить мозг упреками «Ты можешь, но не хочешь учиться на отлично!» – это, простите, муть.

А чем плоха дисциплина?

– Да, исполнительный, послушный ребенок – это удобно. Но принцип «Ты должен!» утопичен. Он формирует «солдатика»: сказали – сделал. Если во всем слушается маму, значит потом будет слушаться учителя, слушаться начальника. Отлично. Но! Никакой инициативы и творческого подхода – одни шаблоны при принятии решений и «чужой взгляд» на ситуацию: так приучили, так сказали – значит, так надо! Чужая норма, и ничего своего. Зато много подавленных эмоций, которые трансформируются во фрустрацию, разочарования, обиды и даже болезни.

– Но не давать же ребенку полную «вольницу» в плане учебы?

– Я бы сформулировал родительский посыл так: просто старайся все делать хорошо. Для себя, а не для кого-то. А если что-то не получается (ну, не идет у ребенка математика или физкультура) – не применять репрессии. Не надо отбивать у ребенка это желание «стараться делать хорошо». А потом никакого фанатизма и педантизма.

-2

ЧИТАЙТЕ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ — В ЛЕТНЕМ НОМЕРЕ ЖУРНАЛА!

А пока БОРЩ желает всем, чтобы в новом учебном году в дневники детей можно было заглядывать, предварительно не крестясь. А если все-таки приходится – знайте, вы не одиноки! В доказательство – позитивный фотоколлаж, собранный сотрудниками редакции из дневников своих детей. СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ :-)