20 августа Минэкономразвития подготовило и отправило премьер-министру Дмитрию Медведеву план развития инфраструктуры в России до 2024 года.
Авторы документа подразумевают, что за 6 лет с помощью 6,9 трлн руб. будет возведено 690 инфраструктурных объектов. Это центральное звено в контексте выполнения майских указов президента, но из бюджета на него будет выделено менее половины общей суммы. Так что хотя многие проекты предлагались со стороны государства (Росавиация, Министерство по развитию Дальнего Востока, Минэнерго и власти 31 региона), для успеха необходимо, чтобы они оказались достаточно интересны и для бизнеса.
Что нам стоит
Владимир Путин поручил правительству (а фактически его экономическому блоку) разработать план по развитию инфраструктуры в России еще в мае 2018 года. Президент отметил необходимость расширения транспортных коридоров «Запад – Восток» и «Север – Юг». Из важных объектов, которым необходима модернизация, были отмечены автомобильные дороги от Европы до Западного Китая, Байкало-Амурская и Транссибирская железнодорожные магистрали, а также порты Северного морского пути.
Помимо этого, согласно майским указам, надо было увеличивать экономическую связанность регионов с помощью автодорожного транспорта, скоростных поездов, современных аэропортов и увеличения возможностей водного транспорта. Кроме того, план должен был затронуть электрификацию транспортных коридоров. Она предполагает улучшение централизованных энергосистем, распределение энергетической генерации и обеспечение бесперебойного электроснабжения жителей Крыма, Калининградской области и Дальнего Востока.
В Минэкономразвития основной целью подготовленного в результате плана считают «максимизацию социально-экономических эффектов от собранных в нем проектов». При этом и сам он будет лишь частью более глобальной Стратегии пространственного развития до 2030 года, которая будет окончательно готова ближе к концу 2018 года. Она должна определить особенности экономического развития и специализацию каждого российского региона.
Расходы на инфраструктурный план составят 6,9 трлн руб. за 2019–2024 годы. При этом федеральный бюджет предоставит только 3,1 трлн руб., причем 1,2 трлн руб. из этих средств уже включены в расходы на 2019–2021 годы. Оставшиеся средства в правительстве будут искать с помощью перераспределения расходов.
Вторым источником средств, скорее всего, станет долгосрочная программа РЖД до 2025 года (пока, впрочем, участие корпорации не было оговорено на межведомственном согласовании). Третьим источником доходов станут частные средства, которые планируется привлечь с помощью государственно-частного партнерства. Четвертым же источником, скорее всего, станут региональные бюджеты.
При этом подавляющая часть расходов (около 6,5 трлн руб.) пойдет на транспортную инфраструктуру. Из бюджета на нее пойдет около 3 трлн руб. Оставшиеся порядка 300 млрд руб. будут инвестированы в энергетическую инфраструктуру (средства из бюджета составят около 40 млрд руб.). Первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов ранее отмечал, что для успешных инвестиций будет создан Фонд развития, в который за 6 последующих лет будет направлено до 3% ВВП. Для этого правительство среди прочего собирается увеличить государственные заимствования.
Только бизнес
И все же успех плана во многом зависит от того, насколько государство сможет заинтересовать в нем частный бизнес. Главный экономист БКС Владимир Тихомиров считает, что у правительства есть неплохие шансы на привлечение внебюджетных средств. В качестве примера он привел Центральную кольцевую автомобильную дорогу (ЦКАД) в Московской области, отметив, что в процессе ее возведения всегда применяется государственно-частное партнерство. Опыт по работе с этим объектом позволит правительству и региональным властям лучше понять задачи и возможности уже при выполнении инфраструктурного плана по всей России. Аналитик также считает, что существует вариант предоставления налоговых льгот для привлечения малого и среднего бизнеса, к тому же инфраструктурные объекты после их возведения могут стать платными для покрытия расходов.
Владимир Тихомиров считает, что развитие инфраструктуры является действенным методом по ускорению роста экономики. Он уверен, что бизнес (особенно малый и средний) не будет просто так вкладывать средства в производство и сферу услуг, если траты на перевозку грузов будут непомерно высокими, а что уж говорить о дорогах плохого качества и пробках. Поэтому возведение качественных автомобильных дорог должно стать первой задачей для правительства. При этом аналитик отмечает, что крупные инфраструктурные проекты долго окупаются и после их завершения придется достаточно долго ждать, прежде чем проявится эффект. Но стоит принять во внимание ускорение экономического роста во время самого строительства. Так что главное – обеспечить инвестиции.
Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова считает, что необходимо больше конкретики в плане экономического развития, и простая опора на бюджет здесь не поможет. Она не видит особой пользы в обсуждении количества средств, которые будут выделены на те или иные проекты, так как важнее в данном случае проанализировать эффективность расходов. По ее мнению, финансирование инфраструктуры – хорошее решение, но при этом необходимо контролировать масштаб бюджета, обращая внимание на экономические потребности. В качестве примера Наталия Орлова отметила проект реновации Москвы, который будет притягивать к центру еще больше граждан. В этом контексте необходимо внимательнее смотреть за демографическим положением в регионах, ведь может сложиться ситуация, при которой регионы с убывающим населением получат уже ненужные инфраструктурные объекты.
Что построят
А их планируется построить, как уже говорилось, очень немало. Авиационная инфраструктура представлена в проекте 155 объектами. Большая часть из них – это региональные аэропорты (на Чукотке, в Якутии, Чите, Оренбурге, Челябинске), которые необходимо реконструировать или даже построить с нуля.
Автомобильная инфраструктура занимает больше места в списке – 296 проектов. Это, прежде всего, реконструкция федеральных трасс и прокладка новых дорог и мостов. Здесь обходы таких городов, как Калуга, Чита, Орел, Пенза, Уфа и Новосибирск; переправы в Нижнем Новгороде, Благовещенске, Новосибирске и Томске.
Стоит особо отметить автодорогу А-147 Джубга – Сочи и мост через реку Лена недалеко от Якутска. В свое время эти проекты были отложены – средства перераспределили в пользу более необходимых объектов, таких как Крымский мост. Возведение А-147 оценивалось Министерством транспорта в 1,6 трлн руб., и многие эксперты говорили о слишком большой цене за дорогу. Мост в Якутии оценивается ниже, в 70–80 млрд. руб., а вот его важность для республики сложно переоценить. В случае его возведения рядом с городом может появиться инфраструктурный центр, в котором будут соединяться железная дорога, авиационный и речной маршруты. Интересно, что в плане Минэкономразвития не присутствует Сахалинский мост, оценка которого в июле 2018 года составила 540 млрд руб., в том числе 250 млрд руб. из федерального бюджета.
Третьим разделом стал внутренний водный транспорт, представленный 38 гидротехническими объектами в бассейнах таких рек, как Волга, Азов, Обь, Кама и Лена.
В следующем, более крупном, разделе присутствует 104 различных железнодорожных проекта. Проектов возведения или замены железных дорог на высокоскоростные магистрали (ВСМ) будет более десяти.
Самой важной среди них будет ВСМ Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт-Петербург. Строительство этого важнейшего для Центральной России пути, вероятно, будет запущено в 2026–2030 годах, а его стоимость на момент принятия решения в РЖД в 2015 году оценивалась в 990 млрд руб. Время поездов в пути от Москвы в Санкт-Петербург по ВСМ должно составлять всего 2,5 ч.
Другим крупным проектом является ВСМ Москва – Казань, старт строительства которой уже задерживается, если вспомнить старые планы. Государство пока не может запустить достаточное финансирования для возведения пути, а ведь ВСМ оценивается почти в 1,7 трлн руб. Из других крупных железнодорожных проектов стоит отметить следующие ВСМ: Тула – Воронеж – Ростов-на-Дону – Краснодар; Краснодар – Анапа – Крым; Москва – Смоленск; Москва – Тула; Краснодар – Майкоп – Черкесск – Нальчик – Владикавказ – Грозный – Махачкала. Также есть проекты по реконструкции и модернизации БАМа и Транссиба, возведению Мурманского транспортного узла и железнодорожных коридоров в Приморском крае.
Пятым разделом плана стала морская инфраструктура, в которую включены 98 проектов, включая портовый, сухогрузный район в Тамани и инфраструктуру для создания ледоколов на Северо-Западе и Дальнем Востоке.
И все же, несмотря на наличие в плане конкретики в виде 690 проектов, говорить о том, что все решено, пока рано. В правительстве еще не решали, на какие объекты стоит делать упор, а это немаловажно во вполне реалистичном случае недостаточности средств на осуществление плана в полном объеме. А последнее, в свою очередь, будет очень зависеть от того, насколько привлекательным для бизнеса окажется партнерство с государством во всех предложенных проектах. Тем не менее, сам по себе план развития инфраструктуры, безусловно, шаг в направлении ускорения экономического роста, и сделан он вовремя.