Найти тему
Дзен.Истории

Крымская война. Севастополь в осаде.

Союзники, нанеся первое поражение русской армии в Крыму, стали продвигаться на юг – к Севастополю. Продвижение войск коалиции было медленным, так как Альма, как Вы помните, досталась им непросто. Пока англо-французы шли к Балаклаве, где Сент-Арно планировал отрезать город от остального полуострова, тысячи солдат, моряков и мирных жителей Севастополя под руководством адмиралов Корнилова, Нахимова, Истомина и эксперта в военной инженерии генерала Тотлебена превратили город в настоящую крепостью.

Хотелось бы сказать несколько слов о военачальниках обеих сторон. Маршал Сент-Арно, заболевший холерой, на марше войск к Балаклаве понял, что дни его сочтены и недуг вот-вот одолеет его. Он скончался 29 сентября на борту корабля «Бертолле» по пути в Константинополь, куда его пытались эвакуировать в критическом состоянии. Следует сказать, что в этой войне «генерал Холера» убьет больше людей, чем пули, штыки и ядра. Конкретные цифры потерь из разных источников я приведу в итогах войны, но примерное соотношение боевых и небоевых потерь в Крымской кампании составило 1 к 3, что, на мой взгляд, является беспрецедентным для того военно-исторического периода.

На смену Сент-Арно придет маршал Канробер, который являлся грамотным и дальновидным командующим, но, по мнению французских историков, ему не доставало решительности и умеренного военного авантюризма, присущего Сент-Арно.

Маршал Канробер - командующий силами осады Севастополя
Маршал Канробер - командующий силами осады Севастополя

Общее руководство силами русских в Крыму осуществлял князь Меншиков, личности которого мы коснулись в предыдущей статье. К счастью, его подчиненные обладали нужными качествами для того, чтобы противостоять превосходящим силам противника. Первым лицом, командовавшим обороной Севастополя, был адмирал Владимир Алексеевич Корнилов, человек в высшей степени компетентный и храбрый. Перед началом первой бомбардировки города Корнилов обратился к защитникам города со следующими словами: «Товарищи!.. на нас лежит честь защиты Севастополя, защиты родного нам флота! Будем драться до последнего! Отступать нам некуда, сзади нас море. Всем начальникам частей я запрещаю бить отбой, барабанщики должны забыть этот бой! Если кто из начальников прикажет бить отбой, заколите, братцы, такого начальника, заколите и барабанщика, который осмелится бить позорный отбой! Товарищи, если бы я приказал ударить отбой, не слушайте, и тот из вас будет подлец, кто не убьет меня!..»

Адмирал Корнилов, герой обороны Севастополя
Адмирал Корнилов, герой обороны Севастополя

Для в доску военных отмечу, что под отбоем подразумевается не ночной отдых лёжа после тяжелого служебного дня, а отступление. Кроме того, Корнилов во время сражения всегда предпочитал находиться на передке, получая информацию лично, а не через посыльных и вестовых. В конце концов, это и стало для него фатальным, но об этом позже. Его товарищ, адмирал Павел Степанович Нахимов был во многом похож на него отвагой и острым умом. Что касается контр-адмирала Владимира Ивановича Истомина и генерала Эдуарда Ивановича Тотлебена, то трудно не повториться про храбрость и компетентность в военном деле. Могу лишь добавить именно про Тотлебена, который являлся одним из самых одаренных военных инженеров своего времени. Так, именно благодаря его усилиям жиденькие укрепления Севастополя на северной и восточной границах в короткий срок превратились в настоящий крепостной вал, не позволивший англо-французам взять город штурмом. Будущий командующий военно-инженерным ведомством Российской Империи разработал план укреплений, состоящий из мощных артиллерийских батарей, соединенных траншеями, в которых размещались пехотинцы.

Обмен "ядерными" ударами между защитниками города и атакующим флотом англичан.
Обмен "ядерными" ударами между защитниками города и атакующим флотом англичан.

Когда войска коалиции подошли к Балаклаве и заняли её, выбив из населенного пункта греческих стрелков, один из командующих, Пьер Боске (тот самый, который крайне эффективно использовал преступное отступление Кирьякова) обратился к Карноберу чтобы тот немедленно запросил у Наполеона III подкреплений, так как Севастополь внезапно для них оказался не портовым городом, а настоящим укрепрайоном. Одновременно с сухопутными колоннами, к Балаклаве подходит флотилия союзников, готовая накрыть Севастополь градом ядер. Собственно, началу осады положило сражение, которое так и называется – «Первая бомбардировка Севастополя». По сути, это был не общевойсковой бой, а крайне интенсивная и масштабная контрбатарейная борьба. В ней, к слову, русская артиллерийская школа в очередной раз доказала, что является лучшей, но об этом мы поговорим уже в следующий раз. Хотел бы добавить, что именно с бомбардировки Севастополя начнется череда кровавых сражений, являющаяся настоящей проверкой на прочность для обеих сторон, но особенно для жителей будущего города-героя, которые проявят не меньше отваги и героизма, чем сами солдаты и офицеры русской армии.

-5