Уважаемый Анатолий Алексеевич! Вы часто акцентируете внимание на похоронном обряде ариев, как метке рода R1a (скорченное положение, мужчины на левом, женщины на правом боку). Изучая возможные пути миграции ариев с РР наткнулась на такую информацию по культурам древнего Ирана: Поселение Сиалк III занимает площадь около 3.5 га. Материалы из Исламабада, Чешме-Али и Муртезагирида в районе Рея показывают, что продолжает процветать и Тегеранский оазис. Появляется поселение в районе Дамгана — Тепе-Гисар, где древнейшие слои (Гисар IA) одновременны ранним наслоениям Сиалка III. Способ захоронения явственно указывает на связь с предшествующей традицией: умершие погребены в скорченном положении, на правом или левом боку, и некоторое время (Сиалк III, 1-3) на черепах еще встречаются следы красной краски. Комплекс Сиалк III, относящийся в основном к IV тыс. до н. э., характеризует по существу новую культуру, хотя и сложившуюся на основе традиций Сиалка I—II, но отличную от этих комплексов по многим параметрам (ссылка). Далее здесь же возникает культура серой лощеной керамики, которую индийские археологи связывают с арийскими миграциями, и тут же мы видим катакомбные обряды захоронения: “Специфической особенностью культуры Шахри-Сохте является традиция устройства погребений в могилах с боковым подбоем или катакомбой в сопровождении многочисленной керамики”. Датировки катакомбного обряда раньше, чем на Русской равнине. Анализ местных культур с 4 по начало 2 тысячелетия до н.э. не показывает резкой смены населения. Засуха конца 3-начало 2 тыс до н.э. кладёт конец развитым городским центрам Загроса”. Вопрос заключается в том, что возможно ли предполагать данные А.К. родиной снипа Z93, с последующим его распространением на РР в начале 2 тыс до н.э., где мы его и находим. Спасибо.
>> Вы часто акцентируете внимание на похоронном обряде ариев, как метке рода R1a (скорченное положение, мужчины на левом, женщины на правом боку).
У мужчин гаплогруппы R1a – наоборот, на правом боку. А их подруги – на левом. Данных пока мало, но получается такая картина, и она позволяет проследить род R1a от Европы через Кавказ до Красноярского края. У ариев гаплогруппы R1a-Z93, возможно, положение рук окажется другим – не вытянутые вдоль тела, а сложенные у лица. А эрбины с древнейших времен до сарматских уложены на спине, ноги прямые или согнутые в коленях. И это от Урала до Карпат. Собственно, практически все сарматы уложены именно так. И такая стабильность в целом понятна – погребальные обряды в археологии представляют один из самых стабильных признаков. И как только мы понимаем, что это один и тот же род, то все становится на свои места.
Это не означает, что исключений не может быть. Но пока все исключения, что я видел, вполне объяснимы. Например, из 12 ямников все 12 имели гаплогруппу R1b, и все лежали на спине. И вот недавно вроде бы нашли у ямников мальчика с гаплогруппой R1а (хотя это пока не опубликовано), но он тоже лежит на спине, в позе R1b. К тому же датировка слишком древняя для ариев на Русской равнине. Получается, что этого мальчика принимали за своего, гаплогруппы R1b, и в самом деле, кто там у него гаплогруппу тестировал… И пришел он, скорее всего, с востока, с эрбинами, в доарийские времена. Поэтому надо не начетничать, типа, смотрите, у него R1a, всю систему нарушает… Надо, как учили мудрые люди, проводить конкретный анализ в конкретной ситуации. Часто пол костяка неизвестен, а костяки лежат и на правом боку, и на левом. А это, возможно, мужчины и женщины из одного коллектива. Находили и вертикальные положения. Это что, другой род? Или в этом был свой смысл? Как и в костяке, который лежал на спине, но с приставленной головой коня. Своей головы не было. Это вряд ли так шутили, скорее, опять был свой смысл.
Есть и другие осложнения – скелеты иногда заваливаются при раскопках, и вместо того, чтобы оставаться на спине, заваливаются на бок. Это тоже надо принимать во внимание. Далее, погребальные обряды редко, но меняются, и у R1a после тысячелетий положения на боку заменились кремированием, и к этому определенно должны были быть основательные причины. Возможно, религиозные, возможно, санитарные. А теперь хоронят на спине, по христианскому обычаю. Или кремируют.
Я бы пока предостерег рассматривать положение костяка как самый главный признак гаплогруппы-рода, и на этом основании выводить направления миграций. Надо набрать статистику по положению костяка и его гаплогруппе-субкладу. И по характеристикам культуры, потому что, строго говоря, культура классифицируется по материальным признакам, которые могут меняться при сохранении родовых. То есть род остается, а культуру ошибочно (или торопливо) переименовывают. В этом всем надо разбираться.
Подписывайтесь на канал «ДНК-генеалогия» в Яндекс Дзен (https://zen.yandex.ru/dna) и ставьте палец вверх! Это официальный научно-популярный канал Академии ДНК-генеалогии (http://dna-academy.ru/), на котором вы всегда найдёте много новой и интересной информации.
А.А. Клёсов, профессор