Найти тему
OrskTelegram (Details)

Ху из Орск Водоканал?

Оглавление

С февраля 2017 года постановлением главы города Орска Андреем Одинцовым ООО «Орск Водоканал» определен гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Город Орск».

Так и должно быть! Вода это жизнь, и снабжение ею должно быть гарантированным!

Но так ли это, и что представляет собой гарантирующая организация жизненно важного ресурса в нашем городе? Что Орск Водоканал может вообще гарантировать городу с населением более двухсот тысяч человек, кроме скорого и неизбежного коллапса по причине износа сетей и оборудования?

Справка:

ООО «Орск Водоканал», генеральный директор Прокофьев Сергей Александрович. Общество с ограниченной ответственностью зарегистрировано 11 декабря 2004 года. Уставной капитал 2333000 рублей. 99,1% доля в уставном капитале принадлежит МУП «Орск Центр» Администрации города Орска. 0,9% принадлежит генеральном директору Прокофьеву С.А. То есть, это не муниципальное, а частное предприятие, однако на 98,1% оно принадлежит администрации города через МУП «Орск-Центр» (Директор Кочнева А.В). Основным видом экономической деятельности предприятия является "распределение воды для питьевых и промышленных нужд". Также ООО "ОРСК ВОДОКАНАЛ" работает еще по 11 направлениям.
"За Честный бизнес"

                            Фрагмент текста с официального сайта ООО "Орск Водоканал"
Фрагмент текста с официального сайта ООО "Орск Водоканал"

Это почти вся официальная правда о Водоканале, но дьявол всегда прячется в деталях... Давайте по порядку:

Орск Водоканал не может быть гарантирующей организацией. Постановление главы - "филькина грамота"

Водопроводные сети, насосные и подкачивающие станции, технологические сооружения принадлежат муниципалитету. Водоканал, не является собственников сетей, а лишь пользуется ими для осуществления своей деятельности (продает нам воду) на основании договора аренды заключенного с Администрацией города Орска.

Вот только, на сегодняшний день, договор аренды водопроводных сетей является ничтожной сделкой. Это значит, что Водоканал пользуется городской инфраструктурой незаконно и обязан вернуть ее городу.

Согласно требований Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" передача владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется или по договорам аренды или по концессионным соглашениям, и только по итогам конкурса (торгов).

Торгов, как я понимаю, никаких не было. Но это и не важно, ведь в нашем случае, договор аренды вообще не мог заключаться, так как водопроводные сети Орска далеко не новые.

Справка:

Передача прав владения и (или) пользования объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию, хотя бы одного объекта из числа объектов или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет (!) либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена.
ч. 3 ст. 41.1 Закона N 416-ФЗ

А, что такое - концессионное соглашение (договор концессии)?

По концессионному соглашению одна сторона - "концессионер", (в нашем случае - ООО Водоканал Орска) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (сети), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а "концедент" (в нашем случае -Администрация города) обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Концессия простыми словами:
Администрация города предоставляет частнику выигравшему конкурс, право пользования сетями, а этот частник, в качестве оплаты, инвестирует определенную соглашением сумму в реконструкцию этих сетей.

Таким образом, передача прав владения и (или) пользования объектов водоснабжения, водоотведения, находящихся в муниципальной собственности Орска, могла осуществляться только по концессионному соглашению, по итогам проведения конкурса, в котором ООО "Орск Водоканал" предложил бы городу лучшие условия и был бы признан победителем. Ничего подобного не случилось.

Договор аренды водопроводной инфраструктуры, на основании которого Орск Водоканал осуществляет свою деятельность, на сегодняшний день, заключен в нарушение обязательных требований действующего законодательства и является ничтожным.

Это означает, что Орск Водоканал по закону не может быть гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Город Орск», так как не имеет права пользования сетями по ничтожному договору, а Постановление главы города Андрея Одинцова о статусе гаранта (пусть не обижается) - "филькина грамота". Орск Водоканал не только не может быть гарантом, но и вообще ресурсоснабжающей организацией, потому, что не имеет права владеть сетями для производства и распределения ресурса - воды. Отсюда очень интересный вопрос для Федеральной Антимонопольной службы: - Как тариф определяли для такой организации?

Водоканал не может задолжать за электроэнергию, если администрация не нарушает закон

По публикациям в местных СМИ Орск Водоканал задолжал Оренбургэнергосбыту чуть менее 80 миллионов рублей (теперь, наверное, уже чуть более). Однако, при условии соблюдения Администрацией города норм закона и здравого смысла, Водоканал просто не мог задолжать за электроэнергию не то, что 80 миллионов, но и одного рубля. Такое просто невозможно! Гарантирующий поставщик не может быть должником за электроэнергию. По разным причинам можно ругать государство и законодателей, но не в этот раз. Законодатель обезопасил потребителей жизненно важного ресурса от водяного коллапса по причине задолженности поставщика воды (Водоканала) перед энергоснабжающей организацией (Энергосбытом).

Справка: .
Ст 43.1 146 Ф-З п 8
арендатор (концессионер) обязан предоставлять арендодателю надлежащим образом заверенные копии заключенных арендатором новых договоров поставки электрической энергии, а также надлежащим образом заверенные копии предоставленных арендатором гарантирующему поставщику электрической энергии новых банковских гарантий и документов, подтверждающих передачу гарантирующему поставщику электрической энергии указанных гарантий, в срок не позднее трех рабочих дней со дня заключения указанных договоров или выдачи указанных гарантий.
(п. 8 введен Федеральным законом от 03.11.2015 N 307-ФЗ)
Директор филиала Оренбургэнергосбыт Д.В. Свиненков и глава администрации города Орска А.В. Одинцов (Фото Урал56.Ру)
Директор филиала Оренбургэнергосбыт Д.В. Свиненков и глава администрации города Орска А.В. Одинцов (Фото Урал56.Ру)

То есть, согласно действующего закона, Водоканал не только не может влезть в долги Энергсбыту, но и обязан предоставлять банковские гарантии оплаты электроэнергии на год вперед. Иначе, договор аренды (концессии) водопроводных сетей, администрация обязана расторгнуть в одностороннем, внесудебном порядке. Повторюсь, это не право Администрации города, это - обязанность определенная законом

Справка:
ст 41.4 416-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О водоснабжении и водоотведении
Основаниями для одностороннего отказа арендодателя от исполнения договора аренды являются:
4. Рассмотрение вопроса об одностороннем отказе от исполнения договора аренды осуществляется арендодателем при поступлении к нему обращений юридических или физических лиц, представивших информацию (документы) о наступлении предусмотренных частью 3 настоящей статьи оснований, либо при неполучении арендодателем в срок, установленный частью 3 статьи 41.3 настоящего Федерального закона, надлежащим образом заверенных копий предоставленных арендатором гарантирующему поставщику электрической энергии новых банковских гарантий и документов, подтверждающих передачу указанных гарантий данному гарантирующему поставщику электрической энергии.

Не предоставил на год вперед Водоканал банковских гарантий оплаты электроэнергии в Администрацию - лишился водопроводных сетей! Какие там долги?

Выводы

В Орске сложилась ситуация, когда водопроводные сети принадлежащие муниципалитету, не имеют шансов на ремонт и реконструкцию. Орск Водоканал использует инфраструктуру в своих интересах, при этом не несет никаких обязательств. Водопровод города Орска изношен на 70%, и не реконструируется. Население оплачивает услугу водоснабжения, но основная масса денежных средств будет направляться не на ремонт и реконструкцию оборудования, а на погашение долгов за электроэнергию перед "Оренбургэнергосбыт". Основная цель гарантирующего поставщика воды в лице ООО "Орск Водоканал" не перекачивание воды, а перекачивание денег на счета энергосбыта. Это будет продолжаться насколько это возможно, пока не наступил крах водоснабжения, причиной которого будет износ водопроводных сетей города.

А что Администрация?

Несмотря на опыт других муниципалитетов, Администрация и Горсовет не просто бездействуют, на мой взгляд, но и активно поощряют "убийство" инфраструктуры горда Водоканалом. Вместо того, чтобы принять меры для выработки условий концессионного соглашения для притока инвестиций на реконструкцию водопроводных сетей города, и организовать торги для определения инвестора, чиновники поощряют бесхозяйственность ООО "Орск Водоканал". Освобождают водоканал не только от вложений на реконструкцию и ремонт, но и от арендных платежей за муниципальное имущество опустошая бюджет. Помогают Орск Водоканалу и дальше накапливать долги перед "Оренбургэнергосбытом". Преференции, которыми администрация города и депутаты горсовета одарили Орск Водоканал освободив его от арендных платежей предусмотрены законом, только в исключительных случаях, и только после рассмотрения вопроса органами федеральной антимонопольной службы (ФАС). Беспрецедентный случай! Как тонко подметили журналисты Орск.Ру: - " Аттракцион невиданной щедрости!" Стоит только добавить - незаконный аттракцион.

                            https://www.ural56.ru/news/580853/
https://www.ural56.ru/news/580853/

Мало того, глава города в феврале 2017 года, присваивает "Орск Водоканалу" статус гарантирующей организации! Это нарушает законы РФ и законы здравого смысла и приведет в конечном итоге к катастрофе городского масштаба.

Справка:
Статья 20. Порядок предоставления государственной или муниципальной преференции
(в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 164-ФЗ)
1. Федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом.

Такое положение дел, скорее всего связано с тем, что основным учредителем ООО "Орск Водоканал" является Администрация города через муниципальное предприятие: - 99,1% доля в уставном капитале принадлежит МУП «Орск Центр» Администрации города Орска.

Понятно, что если ситуацию перевести в законное русло, то вернув водопроводные сети городу, ООО "Орск Водоканал" в очень скором времени станет банкротом, а Администрация города понесет субсидиарную ответственность за накопленные водоканалом долги.

Водоканал от банкротства уже не спасти, но Администрация тянет время, по принципу - после нас хоть потоп. Правда, в нашем случае, скорее наоборот - засуха.

А что надзорные органы, прокуратура?

На мой взгляд, местные прокуратуры заняты, как раз, обратным. Прокуроры борются с "должниками" водоканала и энергосбыта - управляющими компаниями города. Нарисованные долги по так называемому "ОДН" и вмешательство в хозяйственную деятельность частных управляющих организаций - главное направление работы местных правоохранителей! Основной тренд (об этом я расскажу позже)! До водоканала и муниципального имущества, наверное руки не доходят.

Но в других регионах и муниципалитетах ситуация противоположна орской. Прокуроры активно проводят проверки заключения договоров аренды и концессии муниципального имущества. Выявляют нарушения и через суды возвращают имущество из кривых рук нерадивых хозяйственников городам и селам, для последующей передачи в концессию организациям предложившим лучшие условия и прошедшим конкурсный отбор. Судебная практика просто пестрит подобными процессами, но это не про Орск.

Есть-ли положительный опыт концессионных соглашений в других муниципалитетах?

Положительный опыт привлечения инвесторов есть, и чтобы убедиться в этом, не нужно далеко ходить. Оренбургводоканал заключил с муниципалитетом концессионное соглашение и только в 2016 году инвестировал более 300 миллионов рублей в городскую систему водоснабжения и водоотведения. Оренбургская область вообще в лидерах по опыту работы в рамках концессий и занимает 35 место из 85. Это очень неплохой результат, но к сожалению это снова не про Орск.

Тем не менее, как мы видим выход есть и он определен законом. Остается только начать жить по этим законам!

P/S.

Статью прошу считать моим официальным обращение в органы федеральной антимонопольной службы и прокуратуру.

Жителей города Орска прошу оказать помощь в распространении публикации.

Е. Виноградов. https://t.me/orsktelegram

Ссылка на публикацию при использовании материалов обязательна!