«Адмирал Нахимов» стал в СССР символом престижного круизного отдыха, доселе незнакомого советским гражданам. Пароход обладал исключительной репутацией - за почти три десятка лет его эксплуатации в СССР с его участием не было зафиксировано ни одного серьёзного происшествия.
31 августа 1986 года пароход «Адмирал Нахимов», в соответствии со своим круизным расписанием, прибыв из Ялты, пришвартовался в 14:00 у 34 пассажирского причала Новороссийского порта. Согласно расписанию, судну предстояло стоять в Новороссийске до вечера. В 22:00 лайнер должен был покинуть порт и взять курс на Сочи. Исходя из количества проданных путевок, на борту находились 897 пассажиров и 346 членов экипажа - всего 1243 человека.
Корабль был самым большим пассажирским судном на Чёрном море, его водоизмещение составляло 23480 тонн, длина - 174,3 метра, ширина - 21,1 метр, пассажировместимость - 1096 человек, максимальная скорость - 16 узлов. Трюм судна разделялся на 13 водонепроницаемых отсеков переборками с герметичными дверьми. Пароход изначально был сконструирован таким образом, чтобы оставаться на плаву с двумя любыми повреждёнными отсеками. Однако в ходе модернизации 1966 года над двумя трюмами оборудовали бассейн, после чего класс непотопляемости парохода был понижен до одного повреждённого отсека. Подобные суда в соответствии с правилами классификации и постройки морских судов Регистра СССР не могли брать на борт более 600 пассажиров. Однако «Адмирал Нахимов» легально перевозил большее число людей, поскольку данный пункт не распространялся на суда, построенные до 1986 года. После круиза из Ялты в Сочи теплоход «Адмирал Нахимов» должен был отправиться на списание.
Капитаном «Адмирала Нахимова» с 1984 года являлся Вадим Марков, опытный моряк, имевший за плечами работу на линиях загранплавания. Свой корабль капитан Марков знал отлично, да и никаких опасностей выход из порта не сулил.
«Адмирал Нахимов» весь день стоял в порту Новороссийска. На солнцепеке судно сильно нагрелось. Возвратившись в каюты, утомленные многочисленными экскурсиями пассажиры открыли иллюминаторы, чтобы проветрить помещения.
На борту царило спокойствие. Пассажиры на судне были каждый заняты своим делом. Как всегда по вечерам на судне была развлекательная программа. В музыкальном салоне для молодежи началась дискотека, работали бары «Варна», «Рубин» и рестораны, в которых подавали ограниченное количество спиртного, на одной из палуб начался концерт для ветеранов, кто-то отмечал День шахтера. Многие находились у себя в каютах, готовились ко сну.
В это время со стороны открытого моря к порту Новороссийска подходил единственный корабль - сухогруз «Петр Васев», везший 28638 тонн канадского ячменя. Командовал сухогрузом капитан Виктор Ткаченко, который сообщил, что «Пётр Васёв» пропустит «Адмирала Нахимова». Ту же информацию по радиосвязи Ткаченко передал второму помощнику капитана «Адмирала Нахимова» Александру Чудновскому, который в 23:00 принял вахту у капитана Маркова. Ткаченко и Чудновский договорились о том, что суда разойдутся правыми бортами.
Но находившийся на «Адмирале Нахимове» Чудновский, наблюдавший за ситуацией визуально, уже примерно в 23:05 обнаружил, что суда идут на опасное сближение. Вахтенный снова связался с Ткаченко, уточнив: «Пётр Васёв» точно пропускает пароход? Капитан Ткаченко подтвердил: да, всё в порядке.
Капитан сухогруза Виктор Ткаченко действительно не видел повода для беспокойства, так как он не наблюдал за окружающей обстановкой, а полностью положился на САРП - систему автоматической радиолокационной прокладки курса, которая не показала опасного сближения. Данные этого устройства говорили о том, что суда благополучно разойдутся.
Тем временем и на «Петре Васёве» были те, кто видел, что ситуация развивается в опасном направлении. Помощник капитана Зубюк обращал внимание Ткаченко на то, что пеленг на «Адмирала Нахимова» практически не меняется, что говорит о возникшей угрозе столкновения. При этом Зубюк указывал на огни парохода, говорившие о том, что суда приближаются к столкновению.
Капитан Ткаченко ещё несколько минут с необъяснимым упрямством смотрел только на прибор. И лишь затем, наконец посмотрев туда, куда указывал Зубюк, с ужасом понял - «Пётр Васёв» на большой скорости летит прямо на «Адмирала Нахимова». Японский прибор оказался с дефектом и мог искажать расстояние до сотни метров.
Капитан Ткаченко стал отдавать команды в машинное отделение - «средний вперёд», «малый вперёд». Эти полумеры уже не помогали, и последней командой Ткаченко стала: «Стоп, полный назад!». Однако тяжёлый сухогруз не может изменить направление движения моментально. «Пётр Васёв» продолжал идти на «Адмирала Нахимова».
Предотвратить катастрофу было уже невозможно - в 23:12 произошло столкновение. «Пётр Васёв» на скорости 5 узлов вошёл под углом 110° в середину правого борта парохода. В подводной части балкер вошёл своей выступающей частью, бульбом, в корпус «Адмирала Нахимова» на несколько метров в районе переборки между машинным и котельным отделением. «Адмирал Нахимов» продолжал по инерции двигаться вперёд, разворачивая сухогруз и тем самым увеличивая размер пробоины в правом борту, которая в итоге составила около 80 квадратных метров.
Вода начала поступать на «Адмирал Нахимов» и затапливать отсеки один за другим. Это и послужила причиной такого стремительного затопления корабля. За 4 минуты «Адмирал Нахимов» накренился на правый борт на 45°. Скорость поступления воды возросла за счёт десятков открытых иллюминаторов.
На борту началась паника, многие из находившихся вблизи открытых палуб стали прыгать за борт. Пароход стремительно уходил под воду. Падали и катились по палубам, сметая людей, незакреплённые скамейки, шезлонги.
Капитан Марков оставался на мостике, пока вода не выбросила его за борт. В 23:20, спустя 8 минут после столкновения «Адмирал Нахимов» с креном 60° и сильным дифферентом на корму целиком ушёл под воду в 3,5 км от берега и погрузился на дно на глубине 47 м.
Оказавшиеся в воде люди испытали острую нехватку спасательных средств. Сброшенные плоты вместили около 500 человек. Остальным четырёмстам оставалось плавать поблизости в воде, покрытой толстым слоем нефтепродуктов и краски. В панике многие люди ожесточённо боролись друг с другом за любое плавсредство, будь то спасательный жилет или оставшиеся плавать на поверхности деревянные шезлонги с прогулочных палуб «Адмирала Нахимова». Другие же вели себя прямо противоположно: отдавали жилеты женщинам и старикам, помогали удержаться на плаву ослабевшим и раненым.
Среди них не было помощника капитана Александра Чудновского. Моряк, понимая, что судно гибнет, вынес себе смертный приговор - спустившись в свою каюту, он заперся в ней и вместе с «Адмиралом Нахимовым» ушёл на дно.
Первым к месту катастрофы подошёл небольшой лоцманский катер ЛК-90 и приступил к спасению людей. На борт маленького судёнышка подняли 118 человек, что значительно больше допустимой нагрузки. Потом спасённых стали передавать на другие подошедшие корабли. В это время капитан порта Новороссийск Попов отдал приказ всем плавсредствам следовать в район катастрофы для спасения людей. Буксиры, малые и рейдовые катера, катера погранвойск, «кометы» на подводных крыльях - всего 64 судна приняли участие в спасательной операции...
Всего, по официальной версии, в результате катастрофы погибло 423 человека (359 пассажиров и 64 члена экипажа). Среди погибших было 23 ребёнка. Однако найти и поднять на поверхность удалось не всех.
С 1 сентября 1986 года на месте катастрофы работали водолазы. Они проникали внутрь корпуса парохода через отверстия, вырезанные в борту. Судно легло на грунт почти полностью на правый борт. Продольные коридоры превратились в узкие лазы, поперечные - в шахты. Повсюду была разбросана мебель, в коридорах образовались целые завалы из ковровых покрытий, мебели и трупов. Большинство дверей кают заклинило и водолазам пришлось извлекать из кают тела людей, предварительно взломав двери. Много детей погибло в запертых каютах.
Были найдены и подняты 129 тел (111 из корпуса парохода, 18 с грунта). 64 тела так и остались покоиться на борту затонувшего парохода. В кораблекрушении погибли жители девяти союзных республик.
В марте 1987 года в Одессе в доме культуры железнодорожников после почти полугодового следствия состоялся суд. По заключению специалистов, причиной трагедии стали неверные действия капитанов обоих судов. Обоих капитанов признали виновными по статье 85 УК РСФСР и приговорили к 15 годам тюрьмы. Через 6 лет капитаны были амнистированы.
В 1987 году на высоком откосе мыса Дооб Цемесской бухты, вблизи маяка, был сооружен монумент в память о трагической гибели парохода «Адмирал Нахимов».
Благодарю, что дошли до конца!
Не откажусь от лайка, буду благодарна новым подписчикам.