Найти в Дзене

В Пермском крае местный Минкульт разрешил провести обряд купания в крови быка

Оглавление

Авторы материала — Григорий Ноговицын и Галина Сущек

Как прогремело на всю страну название коми-пермяцкого села Большая Коча, где 31 августа должен пройти народный праздник, в который входит то самое жертвоприношение быка. Интернет-журнал «Звезда» разбирался в особенностях этого национального праздника и его освещения в прессе.

Гекатомба по коми-пермяцки

В последний день августа в селе Большая Коча должен пройти Межмуниципальный фестиваль коми-пермяцкой обрядовой культуры «Проллавер», он же день святых Флора и Лавра. Заодно это ещё и день рождения села. Этот фестиваль, входящий в программу «59 фестивалей 59 региона», включает в себя довольно стандартные для таких мероприятий вещи: чествования жителей села, ярмарку-продажу даров природы, выставки мастеров декоративно-прикладного искусства, выступления фольклорных коллективов и экскурсии. Всё как обычно, и вряд ли бы СМИ заинтересовались этим праздником, если бы не проведение на нём Быкобоя — ритуального заклания молодого бычка. Информацию о том, что в этом году на «Проллавере» пройдёт Быкобой, можно было найти на сайте проекта «59 фестивалей 59 региона». Сейчас она оттуда уже удалена, и заменена на официальное заявление министерства культуры, но идентичный анонс, в котором указано, что фестиваль «будет включать в себя обряд закалывания быка», можно найти на официальном туристическом портале Пермского края.

О том, что такое Быкобой, «Звезда» уже вкратце писала в обзоре фестивалей августа, но стоит повторить, что это уникальный ритуал, причём плотно связанный с православием, который проходит только в селе Большая Коча. У этого обряда сохранилось довольно подробное описание, сделанное этнографом Малаховым в конце XIX века.

Также Быкобой достаточно широко известен не только в научной среде. В 2000 году режиссёр Анатолий Балуев снял документальный фильм «Быкобой», который получил множество фестивальных призов и транслировался на канале «Культура».

«Праздник Проллавер — престольный праздник в данном селе, — рассказал „Звезде“ об истоках и особенностях этого праздника профессор, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, исследователь традиций народов Урала Александр Черных. — Суть его — чествование покровителей лошадей и домашнего скота — Фрола и Лавра. С праздником связана легенда о том, как в далекие времена исчезла из коми-пермяцких лесов вся живность, настали тяжёлые времена. И тогда вышел к людям из лесу белый олень. Поняли люди, что это знак — и принесли жертву. Тогда вернулась дичь в леса. Каждый год приносили люди в этот день в жертву белого оленя. И вот однажды олень опоздал — не вышел из лесу. И принесли тогда люди в жертву быка. Вышел олень, увидел это и не стал больше приходить, раз люди сами догадались. Легенда об олене широко распространена на Русском Севере, как и подобные ритуалы и праздники в честь скота и его покровителей. Одним из элементов древнего обряда действительно был Быкобой. При этом на праздник в Большую Кочу шли со многих деревень Чердынского уезда и Соликамского. Бычка откармливали три года. По обычаю, он непременно должен был быть непорочным. Если праздник приходился на постный день, то закалывали бычка накануне и варили мясо, все присутствующие им угощались. Мясо освящалось. Традиционный праздник Проллавер сегодня — это, в первую очередь, обычай гостевания, он связан с приглашением гостей из других деревень, праздник по случаю завершения летних работ».

То, что языческий ритуал был вписан в православную традицию, как объясняет Александр Черных, — это вполне естественное явление:

Александр Черных Фото: Тимур Абасов
Александр Черных Фото: Тимур Абасов
«Коми-пермяки всего пятьсот лет христиане. Надо сказать, наука не знает ни одного народа, который, приняв одну из мировых религий, полностью бы забыл о своих дохристианских или доисламских традициях. Древние верования вписывались в новый контекст. И в этом отношении то, что происходит у коми-пермяков и других народов, — вполне органично. Для местного населения здесь никакого конфликта нет. Они считали себя православными и совершали этот народный древний ритуал, органично вписав его в рамки христианской традиции. Священники благословили этот обряд ещё в XIX веке».

В 1914 году власти запретили Быкобой, но в 1993 году его стали проводить вновь, благодаря усилиям Больше-Кочинского школьного музея этнографии и фольклора и фольклорного ансамбля «Мича асыв» (Ясное утро). Но ритуал был не ежегодным, и в последний раз Быкобой проводили в 2009 году. Можно было бы сказать, что обряд планировали провести на грядущем «Проллавере», но после того, как информация о Быкобое попала в СМИ и стала сенсационной, вдруг оказалось, что... никто жертвоприношения быка в этом году организовывать не собирался.

А был ли на самом деле бык и приносили ли его в жертву — читайте по ссылке.

Интернет-журнал «Звезда» в социальных сетях:

Вконтакте Фейсбук Инстаграм