Преподаватель-химик часто эмоционально рассказывала об умственных способностях своих студентов-первокурсников:
- Я только что объяснила как приготовить 100 мл физраствора. Даю задачу: одной - приготовить пол-литра физраствора, другой - приготовить литр физраствора. Проще уже придумать не могу. Не решают! А это последняя пересдача. Потом приходят две мамы и говорят, что их девочек обижают, ни за что отчислили, а я у девочек прям при мамах спрашиваю формулу физраствора, а они молчат и в пол смотрят. Одна из мам как закричит “Ты что, это же натрий хлор!” Мама не медик, а знает. Больше у мам ко мне вопросов "почему отчисляют" не было.
Рассказы эти были весьма увлекательны, но мало кто верил, что люди, сдавшие ЕГЭ по химии и поступившие в медицинский, могут “не знать элементарных вещей”.
Спустя после несколько месяцев после этого рассказа встретились мне в институте два друга-первокурсника, идущие на зачёт по химии. У ребят это было уже не первое образование, вид они имели солидный, в отличие от вчерашних школьников. На их вопрос “Как сдать химию?” я, вспоминая праведный гнев преподавателя, в шутку ответила “Выучить формулу физраствора” и продолжила заниматься своими делами. Друзья начали тихо переговариваться:
- А какая формула у физраствора?
- Не знаю.
Я встретилась глазами с одним из них и что-то заподозрила.
- Какая формула у физраствора? - спросили они уже у меня.
- Натрий хлор, - ответила я со смехом.
- А концентрация? - последовал вопрос. На меня с надеждой смотрели две пары сосредоточенных глаз. Кажется, они действительно не шутят, они ничего не знают о физрастворе. Самое печальное, что мои познания на этом тоже закончились.
- Ээээ… Кажется, ноль ноль девять… Или ноль девять… - замялась я. - Точно не знаю... Я же не медик, посмотрите конспект!
Терпеть не могу это ощущение - не знать ответа на простейший вопрос и чувствовать себя идиотом. Но, как гуманитарий, работающий среди медиков и будущих медиков, идиотом я теперь чувствую себя часто - каждый день. Кто-нибудь рассказывает весёлую историю с кучей терминов, все смеются, кроме меня, и потом какая-нибудь добрая душа начинает терпеливо объяснять мне что значат все эти непонятные слова и почему в итоге это смешно. Так и живу.