Что важнее: наследственность или среда?
Этот вопрос уже достаточно давно занимает умы психологов, писателей, ученых и всех тех, кто связан с воспитанием и развитием детей. Так что же является основой для развития ребенка?
Если учесть что природа это и есть мир, в котором мы живем, можно считать наследственность одним из условий развития. А если считать воспитание как основу развития, то можно сказать, что развитию способствуют множество факторов: ребенок в процессе своего становления как личность обращает внимание на множество окружающих его факторов (условия проживания, отношения в семье и множество других).
Рассматривая различные мнения ученых и психологов по этому вопросу - то мы не найдем единого мнения.
Родители имеют свою точку зрения:
- Воспитание имеет первостепенное значение! Начиная процесс воспитания в детстве (где процесс воспитания закладывается в яслях, семье, школе и т.д.), продолжается он и в зрелом возрасте.
- Процесс воспитания не должен сводиться к общепринятым меркам.
- Многое зависит от родителей.
- Можно не воспитывать детей - они идеальны.
Ответ на вопрос можно получить, наблюдая за близнецами. Они часто очень привязаны друг к другу и часто не нуждаются в общении с другими людьми. Но это может негативно отразиться на их развитии и становлении как личности в коллективе.
Можно рассмотреть и еще один пример, когда родители оставляли детей в лесу, и ребенок приспосабливался к жизни и даже выживал, но в последствии полноценным членом общества так и не стал.
Воспитание и природа тесно связаны между собой, но возникает вопрос можно ли воспитать гения?
Есть несколько характерных черт для одаренных детей:
- самоконтроль;
- независимость;
- хорошая память;
- склонность к изучению и развитию знаний в определенной сфере;
- стремление к общению с такими же как они;
- умение извлекать опыт из приобретенных знаний.
Если рассмотреть этот список можно сделать вывод что природа плюс воспитание дает хороший результат. Память и интеллект даны природой, а самоконтроль и независимость это воспитание. Эти два фактора в становлении личность и развитии ребенка одинаковы важны.
Индивидуальные способности ребенок может наследовать от родителей, но процесс становления личности без социума невозможен.