Найти тему

Почему такие разные портреты?

Частенько пролистывая Интернет натыкаешься на разные, непохожие друг на друга портреты разных исторических персон. Обычно все же не всяких королей и царей, а их приближенных, женушек и фавориток.

У меня разные теории на сей счет. Во-первых, искусствоведы могли элементарно перепутать и приписать портрет совершенно другому лицо. И такое часто случается.

Потом возможен вариант косоглазого и криворукого живописца и это тоже вполне себе объяснения случившегося разночтения.

В-третьих, не исключено, что один художник - льстец и подхалим. В угоду слабой женщине или тщеславному мужчине пишет портрет, сильно так приукрашивая натуру. А другой живописец, напротив, пишет в весьма реалистичной манере, не пропуская ни одну морщинку, прыщик или пигментное пятно.

И, надо сказать, в истории такое случалось сплошь и рядом. Особенно когда надо было преподнести прекрасный образ невесты будущему жениху. Портрет Анны Клевской кисти Ганса Гольбейна пришелся по вкусу Генриху XVIII, но когда он увидел принцессу вживую, то был сильно раздосадован ее внешними данными. Английский король вскоре развелся с разочаровавшей его избранницей.

А вот Генрих VI отнесся к ситуации философски. Портрет есть портрет. И заключил брак с Марией Медичи, невзирая на то, что ее изображения и лицо ни одно и то же.

Но все же для меня до сих пор загадка почему, например, портреты фавориток короля-солнца такие разные.

Вот живописные изображения мадам де Монтеспан.

Здесь у нее русые локоны.
Здесь у нее русые локоны.
Здесь - золотистые!
Здесь - золотистые!
А вот тут мадам брюнетка. Неожиданно правда, ну насчет этого портрета я не совсем уверенна. Но тот что ниже...
А вот тут мадам брюнетка. Неожиданно правда, ну насчет этого портрета я не совсем уверенна. Но тот что ниже...
Но вот тут-то Атенаис сидит в окружении своих детей от Людовика. И сразу видно, что на портрете дама занимающая одно из ключевых мест при дворе короля. Но волосы почему-то опять темные.
Но вот тут-то Атенаис сидит в окружении своих детей от Людовика. И сразу видно, что на портрете дама занимающая одно из ключевых мест при дворе короля. Но волосы почему-то опять темные.

Такая же путаница с девицей la Valliere, другой фавориткой Луи XIV. Очень часто за изображения Лавальер выдаются портреты каких-то левых дамочек. Но даже на верифицированных она почему-то разная.

Вот такой портрет Лавальер.
Вот такой портрет Лавальер.
Такое изображение Луизы.
Такое изображение Луизы.
Или вот эта миниатюра с фавориткой
Или вот эта миниатюра с фавориткой

Везде разная. Из общего - пепельные локоны и томные глаза. Думаю, причина таких разночтений - сомнительное "мастерство" тогдашних живописцев и их желание угодить заказчику. Вот и рисовались одинаково хорошенькие мордашки с пухленьким ротиком и фарфоровой кожей.

А вот портреты матушки короля-солнце - Анны Австрийской. Признанной красавицы той эпохи. Ей-то зачем льстить?

Портрет в юности, когда Анна еще была испанской инфантой.
Портрет в юности, когда Анна еще была испанской инфантой.
А вот уже королева Франции - Анна Австрийская. Не совсем одно и тоже.
А вот уже королева Франции - Анна Австрийская. Не совсем одно и тоже.

Самый исключительный случай связан с еще одной французской королевой, зловещей Екатериной Медичи.

Екатерина в молодости.
Екатерина в молодости.
А вот Черная Королева в зрелом возрасте.
А вот Черная Королева в зрелом возрасте.

Обратили внимание? У королевы на портретах глаза разного цвета. В молодости карего, в старости - голубого. При том, что черты лица в целом совпадают. Видно, что один это человек, хотя лицо постарело, расплылось и взгляд стал болезненным.

Повторяю, я не профессиональный искусствовед или историк. Возможно, что-то и перепутала, но портреты взяты мной из проверенных галерей, я сверялась с книгами и учебниками. И для меня остается загадкой: почему такие разночтения в изображениях одного лица у разных живописцев?
Ваше мнение для меня очень важно. Можете высказываться в комментариях.

И, конечно, лайк и подписка на канал весьма и весьма приятны!