Найти тему
KINOSOФIЯ

Кинематограф 20-х в России и первые советские режиссеры

После Октябрьского переворота закрепившаяся власть утвердила цель приумножения общественной роли кинематографа: ему следовало выступать не исключительно в качестве увеселения и досуга, но и в качестве орудия популяризации политических идей и склонения к определенным мыслям.


Подобное ожидаемо привело к
обострению положения. Кинопредприниматели всячески избегали взаимодействия с пришлым правительством, они прикрывали киностудии, скрывали и ликвидировали киноаппаратуру, по возможности эмигрировали.


27 августа 1919 г. руководство страны издало "Декрет о национализации кинематографической и фотографической промышленности". Теперь эта дата является Днем российского кино. Для обучения специалистов в сфере кинодеятельности открываются образовательные учреждения соответствующего профиля. Осенью 1919 г. в столице двери распахнула Московская государственная школа кинематографии (сейчас ВГИК).

Декрет, подписанный В.И.Лениным
Декрет, подписанный В.И.Лениным


В 20-е годы
кинопроизводство уверено оживает. В 1921 г. кинокомпаниями РСФСР было презентовано 3 киноленты, в следующем году – 7, а еще через год – 13. Своим новым возрождением российский кинематограф обязан молодым и продвинутым киноделам.


Дзига Вертов, выпускник Психоневрологического института, стоял у истоков кинодокументалистики. Он активно изучал выразительные возможности кино, пытался разработать свой киноязык. Его дебютная работа "Киноглаз" (1924) показывает борьбу с недостатками жизни, борьбу старого и нового. Успешная лента «Шестая часть мира» воспевала просторы и богатства Советского Союза, а картина «Человек с киноаппаратом» показала открытия, сделанные самим Ветровым в области киноискусства.

Дзига Вертов
Дзига Вертов


Лев Кулешов, один из пионеров советского игрового кино, оказал большое влияние на его становление. Еще до начала режиссерской карьеры Кулешов восставал против ремесленничества дореволюционного кино и мечтал создавать новое кино. Впоследствии его работа «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» стала настоящей энциклопедией съемки и работы актеров того времени.

Лев Кулешов
Лев Кулешов


Выпускник Государственной киношколы
Всеволод Пудовкин большое внимание уделял игре актеров, передаче исполнителем чувств своего персонажа, созданию образа. Его фильм «Мать» (1926) стал крупнейшим достижением советского кинематографа.

Всеволод Пудовкин
Всеволод Пудовкин


Также в 20-е годы происходило становление одного из выдающихся советских киноделов
Сергея Михайловича Эйзенштейна, обсуждение творчества которого заслуживает отдельной статьи.

Сергей Эйзенштейн
Сергей Эйзенштейн
  • Если вы сочли материал интересным и полезным, поддержите меня лайком и подпиской на канал KINOSOФIЯ.
  • Литература: Баженова Л.М., Некрасова Л.М., Курчан Н.Н., Рубинштейн И.Б. Мировая художественная культура. ХХ век. Кино, театр, музыка. - СПб.: Питер, 2008. - 432 с.