Дом с полумесяцем, замерзающая колонка и недовольные водители Uber
Старожилы вспоминают, что в начале 1920-х годов Старые Горки имели статус колхоза, а официальной частью города район стал только в 1930-х. По мнению историка и краеведа Григория Ивойлова, полустихийный характер застройки роднит Горки с Сухой Рекой и Ометьево, где одно- и двухэтажные деревянные дома появились в 1950-х как ответ на очередной квартирный кризис. Сейчас в поселке перемешаны дома советской «деревенской» застройки и современные коттеджи (вторых пока меньше). В новом выпуске рубрики «Дом с историей» «Инде» узнает, как живется без водопровода, почему при строительстве нового дома на участке оставляют старую избушку и во сколько на Старых Горках ложатся спать.
Коттедж на Старых Горках
Год основания:
приблизительно 1930-е годы
Стоимость дома с участком:
11 680 000 руб.
(за дом площадью 180 кв. м и участок 7 соток)
Что рядом:
МКДЦ, 18-я поликлиника, «Бахетле», танковое училище, Центр гребных видов спорта
Долгострой и двор для немецкой овчарки
Прадедушка и прабабушка Евгении Сардаевой получили участок в поселке Старые Горки в конце 1920-х годов. Дом, в котором они жили с шестью детьми, был традиционной русской избой с дровяной печью. Там вырос отец Жени.
― До переезда на Старые Горки мы с мамой, отцом и бабушкой жили в обычном панельном доме в Азино. В какой-то момент стало ясно, что нашей собаке, немецкой овчарке, тесно жить в квартире. Мы давно думали о том, чтобы переехать в собственный дом с большим двором, и в итоге договорились с родственниками, которые жили в старом семейном доме, что построим на том же участке жилье для себя. Это было в 1990-е и обернулось целой эпопеей — мне кажется, строительство заняло лет восемь, внутренняя отделка ― чуть меньше, но все равно долго.
Дом, в котором живет семья Жени, стоит на одной из центральных улиц Старых Горок ― Урожайной. Дорога от нее до остановки «Танковая» занимает не больше 10 минут, но друзьям Жени кажется, что гораздо больше.
― Все мои знакомые считают, что я тут буквально выживаю, ― смеется она. ― Но с моей улицы добраться до «большой земли» довольно быстро. А вот тем, кто живет за оврагом, гораздо сложнее. Несколько лет назад все дороги в поселке были разбиты, но потом начался ремонт в местной школе, и их отремонтировали — заодно.
Раньше мои друзья терпеть не могли заезжать за мной. Я встречалась с молодым человеком, у которого в тот момент была новая машина, так он каждый раз оставлял ее у входа в поселок и шел за мной пешком. Я уже привыкла и к тому, что к дому не ездит общественный транспорт, и к тому, что до остановки надо идти по проселочной дороге. Хорошо, что во время ремонта дорог у нас установили «лежачих полицейских»: хоть мотоциклисты перестали гонять.
По словам Жени, Старые Горки живут практически по деревенскому укладу. Здесь рано ложатся спать — редко в каких домах свет горит до 22:00.
― Когда возвращаешься ночью домой, чувствуешь себя в полной безопасности, — рассказывает Женя. — Был один случай, когда какие-то ребята пристали ко мне, но это были не местные. Обычно у нас стоит гробовая тишина, а на улицах никого нет.
Пустой дом с луной и замерзающая колонка
Двухэтажный кирпичный дом, который построили родители Жени, — одно из первых в поселке зданий с канализацией и газовым отоплением. На первом этаже — совмещенные кухня, столовая и гостиная, кабинет и санузел, на втором — три спальни и второй туалет. После стройки большая часть вишневого сада, который сажал прадед Жени, пропала из-за ненадлежащего ухода. Сейчас во внутреннем дворе стоит беседка, оборудовано место для мангала.
― Больше всего удовольствия собственный дом в черте городе приносит летом, — говорит девушка. — Не надо никуда ехать, чтобы позагорать или полежать в гамаке с книгой, а вечером посидеть с вином в беседке или приготовить шашлык. Зато зимой с ним куча забот: уборка снега, проблемы с отоплением. Плюс куча времени уходит на уборку и поддержание чистоты.
С каждым годом современных домов в поселке становится больше.
― Строят с фантазией: есть огромный дворец с выложенным кирпичом изображением полумесяца, в котором никто не живет. Есть современный дом с плоской крышей, — рассказывает Женя. — Но общая тенденция — старую избушку при строительстве коттеджа почти никто не сносит. Возможно, ее оставляют для родственников, которые не хотят переселяться на новое место.
В дома, построенные в середине прошлого века, не проведены водопровод и канализация. Люди пользуются колонкой, которая на морозе иногда замерзает. В поселок часто приезжает служба Водоканала и прогревает устройство.
Сельпо и голубятни
Несмотря на в целом сельский стиль жизни, на Старых Горках далеко не все соседи друг с другом знакомы.
― Большинство людей, которых ты здесь встречаешь, ― старожилы, — говорит Женя. — На нашей улице есть несколько молодых семей, с которыми я здороваюсь, остальных почти не знаю. Зато нас знают все ― из-за собаки, которая устраивает подкопы и ломает заборы, чтобы сбежать и воссоединиться с другими животными поселка. У нас хорошие отношения с ближайшим соседом — он мастер на все руки, и мы обращаемся к нему за помощью с мелким ремонтом, а еще кормим его пса, когда он уезжает. У него, как и у многих в поселке, есть голубятня, и мне очень нравится наблюдать за птицами, когда он их выпускает. У другого соседа наш пес в очередную вылазку съел кур в курятнике — пришлось оплатить урон.
В поселке есть магазин, который, на мой взгляд, сильно напоминает сельпо ― и ассортиментом, и отношениями между покупателем и продавцом. Я зашла туда перед Новым годом, чтобы докупить какую-то мелочь, и уже на подходе заметила нетрезвого мужчину. Подумала, что это какой-то местный начал отмечать, захожу внутрь, а все продавцы подшофе, говорят: «Девушка, давайте мы вам нальем». В сетевых «Ашане» или «Пятерочке» такое точно не встретишь.
Недовольные таксисты и интернет с флешки
Несмотря на то что поселок находится в 10 минутах езды от центра Казани, сетевой вай-фай от ведущих телекоммуникационных компаний жителям Старых Горок не доступен.
― Насколько я знаю, проводить к нам линию никто не планирует. Единственный вариант получить интернет ― использовать флешку, ― говорит Женя.
Еще одна проблема ― это хаотичное расположение улиц внутри поселка, которое нервирует таксистов.
― Как-то раз водитель Uber ответил на мою недовольную реплику что-то вроде «Девушка, давайте вы не будете много возникать, у вас и так очень низкий рейтинг». Так я узнала, что у клиентов тоже есть рейтинг, ― смеется Женя, подозревая, что оценка как-то связана с местом ее проживания. ― Попадаются таксисты, которые вообще отказываются доезжать до моего дома — останавливаются у въезда в поселок.
Из других проблем ― неосвещенные участки дороги и небогатый ассортимент в местном магазине. Почти все приходится покупать в продуктовых супермаркетах «Кольца», «Южного» или «Сити-центра» на Парина.
― Иногда к нам заезжает фургончик с молочными продуктами от частного фермера. Думаю, местные жители тоже вполне могли бы продавать овощи, фрукты и зелень со своего огорода — у многих здесь довольно большие участки. С другой стороны, предложения нет, потому что спрос почти нулевой — не будут же они продавать все это друг другу.
Фото: Даша Самойлова