Бумажная работа отнимает у учителей времени больше, чем обучение детей. Депутаты хотят это исправить.
Все учителя должны не только учить детей, но и составлять множетство различных документов и отчетов. Это предусмотрено должностными обязанностями, в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Такие обязанности определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями, разрабатываемыми на основе квалификационных характеристик, утверждённых приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761-н. Отчетности настолько много, как отмечают педагоги, что ее заполнение занимает не меньше, а иногда и больше времени, чем непосредственный учебный процесс.
Документация обязательная по закону
Чиновники заметили, что в некоторых случаях составление различных документов, в том числе отчетных, является должностной обязанностью учителя, как, например:
- составление рабочей программы;
- разработка планов-конспектов уроков;
- ведение классного журнала;
- ведение дневников учеников.
При этом рабочие программы учебных предметов или курсов должны обязательно содержать:
- планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
- содержание учебного предмета, курса;
- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Также учитель должен осуществлять контрольно-оценочную деятельности в образовательном процессе, то есть выставляь оценки в те самые дневники и журналы. Если учитель отвечает за классное руководство, то к его обязанностям добавляются еще отчеты. Наличие всей этой документации в работе каждого учителя является обязательным. Но ведь помимо этого, он должен составлять
Отчетность, предусмотренная ведогмственными НПА
Еще в письме Министерства образования и науки РФ и Общероссийского Профсоюза образования 16 мая 2016 г. № НТ-604/08/269 «О рекомендациях по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей» было указано, что учителям помимо обязательным по должностным инструкциям отчетов и документов, приходится осуществлять работу, а также составлять связанные с ней виды отчетной документации. Чиновники подчеркивали, что это не входит в рабочее время педагогических работников, в том числе учителей. Поэтому такую работу учителя могут выполнять только на добровольной основе, то есть с письменного согласия и за дополнительную оплату.
Не нужно говорить, что в большинстве случаев эти рекомендации остались пустым звуком. Учителя, как и прежде заполняют множество отчетов, которым не видно конца и края. Но им на помощь решили придти депутаты.
Госдума против избыточной отчетности учителей
Журналисты РИА «Новости» выяснили, что заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов (ЛДПР) предложил министру просвещения Ольге Васильевой избавить учителей в школах от существующей «бумажной» нагрузки в виде написания различных отчетов. Как это сделать? Предусмотреть при школах специальных чиновников под названием «завбюры» (заведующие бюрократией).
Парламентарий всерьез считают, что такая мера позволит учителям заниматься своим основным делом — обучением детей. В письме депутата сказано, что не надо нагружать учителей «ответами на многочисленные запросы различных инстанций, подготовкой различных отчетов и прочей бумажной волокитой». По мнению парламентария, учитель должен учить, а не заниматься бюрократией. Резюмировал свое послание Борис Чернышев так:
Профессия учителя — самая значимая профессия. Нельзя накладывать на педагогов дополнительную бюрократическую нагрузку, их задача — заниматься обучением подрастающего поколения, что сейчас и происходит. Требования к представителям этой профессии со стороны государства и общества и так достаточно велики: постоянное повышение квалификации, самосовершенствование и профессиональный рост.
Какой будет отклик на это предложение, и будет ли он вообще, пока не известно. Но новый учебный год не за горами, так что совсем скоро учителя будут точно знать принесла ли им пользу эта инициатива.