Правозащитник высказал свое мнение на пресс-конференции с участием родителей и защитников обвиняемых
Родственники и адвокаты фигурантов дела «Нового величия» считают, что засекреченный свидетель Руслан Д. должен быть привлечен к ответственности — либо как внедренный провокатор, либо как член и организатор сообщества. Такая информация была озвучена на пресс-конференции в «Росбалте», которая состоялась 30 августа. О том, почему это важно, а также о роли общественного давления в этом громком процессе журналистам рассказал правозащитник и член президентского Совета по правам человека Николай Сванидзе.
____________________________________________________________________________
Николай Сванидзе — правозащитник, член Совета по правам человека при президенте РФ:
«Часть этих молодых людей [фигурантов дела о «Новом величии»] посадили в СИЗО, часть оставили на свободе. Среди тех, кого посадили в СИЗО, были две девочки, которые там в значительной степени успели сломать здоровье. Их никто не собирался выпускать под домашний арест. Было несколько этапов рассмотрения этого дела в суде, зачитывались все бумаги, 188 тысяч штук, о том, какие они все «ботаники», извините за жаргон, о том, какие они домашние, как они бабушек через дорогу переводят и зверушек любят, и уроки не прогуливают, и так далее. Это не производило абсолютно никакого впечатления на суд. Суд выслушивал и совершенно мерно выносил вердикт — оставить меру пресечения «взятие под стражу».
И потом это решение было изменено и девочек отпустили. Почему? По одной простой причине — было оказано общественное давление. Совершенно очевидно, что характер нашей судебной системы и нашей правоохранительной системы таков, что решения принимаются — в зависимости от того, что за дело — на одном из верхних этажей нашей власти. Иногда на достаточно высоком этаже. Для того, чтобы решение было принято, нужно оказывать постоянное общественное воздействие на ситуацию. Если оно не будет оказано — под лежащий камень вода не течет. Девочки и сейчас бы там [в СИЗО] сидели, абсолютно в этом убежден.
Полагать, что система мертвая как жук и не реагирует на внешние факторы, неправильно. Она реагирует. Но для этого фактор должен был быть достаточно активным. Поэтому, уже не как член СПЧ, а от себя лично, я призываю к тому, чтобы не остывал общественный интерес к этой теме. Потому что проблема не решена, это только начало.
Впереди суд. Задачи две, на самом деле. Первая — прекратить уголовное дело, закрыть его за отсутствием состава преступления. И второе — открыть дело в отношении провокатора. Потому что совершенно очевидно, что появился взрослый человек, с профессиональными навыками психологического воздействия на молодых людей, с профессиональными навыками постановки себя в центр событий, позиционирования себя как лидера. Он совершенно технично все сделал, а потом слился. Для меня очевидно, что это такое и кто этот человек.
На мой взгляд, такие вещи должны быть осуждены очень жестко, потому что это очень опасная ситуация. Вот это дело «Нового величия» — в принципе, если дать развиться, я не говорю уже о судьбах именно этих девочек и мальчиков, — это очень опасные социальные и политические перспективы. Потому что это такое зернышко большого процесса. Вот пять-десять человек, а потом может быть и двадцать человек, а потом — 140 человек. Пройтись по их телефонным книжкам, привлечь всех знакомых, все телефонные и другие связи… И получится уже не одна звездочка на погонах, а две звездочки. Это же приятно — громкое дело, большой процесс.
Это очень опасно, поэтому, на мой взгляд, здесь сейчас критический момент всего этого дела, и мы должны это понимать».
Больше материалов на SALT.ZONE