Сергей Плыткевич, директор краеведческого издательства «Рифтур» , planetabelarus.by
Вчера снова схлестнулся с православным священником. Началось с того, что можно, а чего нельзя снимать воскресным утром квадрокоптером вблизи монастыря.
А потом из его уст прозвучала фраза:
– Человек живет ради бога!
Я машинально ответил:
– Человек живет ради Родины!
Священник, разумеется, не согласился и начал доказывать, что вера важнее той земли, на которой ты родился.
Я прекратил съемку и подумал, что, наверное, в этом утверждении и кроются все наши проблемы.
Никогда на территории нынешней Беларуси не было единой веры. Всегда народ разрывали даже не две, а три, четыре религии. И всегда одна из них была главенствующей!
Вот главный православный храм страны, который был возведен в стиле виленского барокко в 1642–1687 гг. как костел монастыря ордена бернардинок. В 1852 году российские власти закрыли обитель, а его насельниц перевели в Несвиж, после чего женский католический монастырь был превращен в мужской православный.
Вот кафедральный костел пресвятой девы Марии, который также украшает Верхний город. Стоят оба храма друг напротив друга, как и во многих других городах и селах Беларуси.
На протяжении столетий православие и католицизм сражались за души наших предков, и очень многое в этой борьбе зависело от того, в какое государство входили наши территории. Потому что от устройства государства зависела судьба высшего сословия, в зависимости от интересов государства многие представители шляхты склонялись к одной или другой вере.
Но ведь была попытка создать религию, которая могла бы объединить весь народ! Брестская уния 1569 года положила начало униатству. И через пару столетий на территории нынешней Беларуси большинство наших предков стали униатами.
Софийский собор в Полоцке был восстановлен как униатский храм во второй половине ХVIII века и просуществовал в таком качестве до 1839 года.
Но чаша исторических весов склонилась в другую сторону. И с униатством на нашей территории было практически покончено.
Кроме того, нужно помнить о том, что наши земли вошли в черту оседлости, преобладающим населением в большинстве городов к этому времени стали евреи. И у них была своя вера!
Хоральная синагога в Гродно.
При этом в Новогрудке, Ивье, Лиде и других местах оставались татарские островки, где народ поклонялся тоже своей вере.
Небольшая деревянная мечеть в Ивье была единственной в Беларуси, действовавшей в советское время.
Теперь вернемся к утренней фразе священника из Пустынского монастыря:
– Человек живет ради Бога!
Но мы же знаем, что между Богом и человеком есть еще и священнослужитель, который трактует – так или иначе – пожелания Бога. И в критические моменты священнослужители почти всегда принимали одну из противоборствующих сторон. Во времена тех же восстаний одни монахи прятали оружие повстанцев, а другие помогали их ловить. Представляете, что слышали во время проповедей в 1861 году те же жители Новогрудка от представителей четырех разных религий?
Многие патриоты Беларуси переживают, что народ наш какой-то неправильный, слишком терпеливый и безразличный к своей судьбе. А я думаю, что белорусы – очень счастливая нация! Мы не просто сохранились в этих условиях, но обрели свою государственность, которой нет у многих других народов.
Вот это настоящее национальное достояние, которое надо всячески беречь!
Человек должен жить ради своей родной земли. Человек должен думать, как сделать жизнь на этой земле лучше.
И не имеет значения, какая у тебя вера, если на первом месте для тебя Родина…