Найти в Дзене
БИЗНЕС Online

«С пенсионной реформой власть поступила как опытный продавец...»

Эксперты «БИЗНЕС Online» о том, простят ли россияне Путину фактический отказ от собственного обещания не повышать пенсионный возраст:

Дмитрий Травин — политолог, профессор факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге:

— Если президент надеялся, что народ полюбит пенсионную реформу, то это вряд ли. А если говорить о стабильности политических позиций Путина, то они и так стабильны. Социального взрыва не будет. Протестная активность есть, конечно. Вот 9 сентября люди выйдут на митинги. Но чего-то более мощного, чем было раньше, я не ожидаю. Люди попротестуют, но майдана или революции не произойдет. И я не думаю, что будет референдум. По-моему, Путин уже все решил, и необходимость в этом отпала. Какие могут быть цели? Чисто консультативные? Люди выскажутся без обязательности исполнения для властей? Так это можно сделать и с помощью соцопросов. Вообще ничего особенно я сегодня не ожидал. Как принимаются решения в нашей стране, более-менее понятно. Когда правительство предложило концепцию реформы и парламент ее фактически  утвердил, было ясно, что реформа будет проведена. А Путин может произвести некие смягчения. Так и произошло. Никаких неожиданностей и сенсаций не произошло.

Эдуард Лимонов — писатель, политик, создатель запрещенной партии НБП, председатель исполкома коалиции «Другая Россия»:

— Мало ли что Путин обещал раньше, а потом передумал. Я бы не стал президента упрекать за это. Мне кажется, что деваться им некуда, они прижаты ситуацией. Я лично предлагал опустить возраст зрелости с 18 до 14, как бы это ни казалось экстравагантным. Это спасло бы нас. Вместе с паспортом в 14 лет вручать все права: право вступать в брак, право на работу, право участвовать в выборах, что очень важно. Современные подростки взрослеют намного быстрее, чем мы. Для этого им все условия предоставлены: никакого голода нет, все вырастают очень быстро. Информационное поле – интернет, например, лучше любой школы. То есть эти дети у нас пересиживают в школе, проще говоря. Но власть не может себе позволить такие решения, экстравагантные с точки зрения нарушения привычных категорий жесты, и поэтому действует, наезжая на стариков. Но от них на работе толку будет ноль, будет только конфуз огромный. Не надо ссылаться на то, что везде в мире идут этой дорогой – повышения пенсионного возраста. Правы ли они – большой вопрос. Часто они бывают просто неправы.

О какой протестной активности  вы говорите?! Уже нет никакой протестной активности! То, что выходила и горланила КПРФ, ничего не говорит. Она ничего не может изменить.

Есть другая проблема – в раннем взрослении детей. Мы же не живем в средние века, когда они постепенно набирались ума. Дети сейчас знают больше, чем мы с вами. Это факт! Я посмотрел кадры о том, как празднуют окончание средней школы в Питере. Идут огромные тетки-выпускницы, здоровенные мужики. А мы все их держим в детях. Они пересиживают в школе. 7 лет в школе вполне достаточно для обучения всему, чему нужно.

А с пенсионной реформой власть поступила как опытный продавец. Вначале заломили для женщин 63 года, а теперь, когда на три года снизили, все это выглядит очень разумно.

Никакого референдума, анонсированного Центризбиркомом, я думаю, не будет. Это все очень сложно. Я когда-то участвовал в каком-то референдуме по инициативе КПРФ 100 лет назад. И там были довольно интересные тогда личности – и Зюганов, и Рогозин. Мы сидели за одним столом, еще какие то важные люди. Но и тогда, несмотря на ресурсы КПРФ того времени, ничего не срослось. А сейчас провести референдум – очень сложная бюрократическая операция. Не будет референдума, я думаю. Реформа будет принята в том виде, в каком ее сегодня озвучил Путин.

Борис Макаренко — гендиректор «Центра политических технологий»:

— В этом выступлении звучала не только содержательная информация, объясняющая необходимость реформы и не только предложения по ее коррекции. Оно было, конечно, рассчитано и на то, чтобы произвести психотерапевтический эффект. Что касается обещания Путина не повышать пенсионный возраст, то те, кто ему этого не простили, уже не простил. А падение рейтинга президента, которое произошло, имело свои ограничения. Оно произошло буквально за первые несколько недель, а потом рейтинг стабилизировался. Трудно предсказывать, поднимется ли он сейчас. Но то, что многие запросы общества к президенту сегодня удовлетворены, — это точно. Это и запрос на внятное объяснение своей позиции. А политик, который долго находится у власти, неизбежно должен корректировать некоторые из своих прежних слов и дел. Жизнь идет вперед. И надо отдать должное Путину. Он нашел в себе мужество и напрямую об этом сказать. Но без повышения пенсионного возраста о достойных пенсиях можно будет забыть. А митинги будут. Это нормально и естественно. Еще в мае я предсказывал, что протест будет умеренный, потому что не высоко доверие к тем политическим силам, которые пытаются этот протест возглавить. А у власти хватает сдержанности, чтобы на эти митинги реагировать спокойно и не мешать их проведению. Что касается референдума, то никогда и никому не удавалось в отведенные по закону сроки собрать нужное количество подписей для его проведения. А поскольку сейчас собирают подписи растопыренными пальцами чуть ли не пять инициативных групп, произойдет то же самое.