Найти тему
Религиоведение

Синкретизм в христианстве

Религиозным синкретизмом называют смешение, на первый взгляд несовместимых, элементов различных религиозных учений внутри одной доктрины.

Пожалуй, сегодня почти каждый христианин так или иначе подвержен религиозному синкретизму, хотя, скорее всего не догадывается об этом.

Более того, сама христианская доктрина в процессе своего развития впитала в себя черты политеизма и дуализма, отойдя от чистого и абсолютного монотеизма, коим она была в первом веке нашей эры.

Давайте разберемся, как происходил этот процесс и почему.

Во втором-четвертом веках нашей эры христианство распространялось за пределы Палестины по всей территории Римской империи. Население исконно языческих территорий стремительно переходило в христианство. Однако, многовековые представления вчерашних язычников о системе устройства мира невозможно было искоренить в сознании людей.

Черты политеизма в христианстве

Поверив в единого Бога галлы, кельты, италики привносили в христианство свои старые представление о высших сферах, когда тем или иным аспектом жизни управлял конкретный бог. Этот процесс принял форму института святых. Не отрицая единого Бога, верующие предпочитали обращаться с просьбами не непосредственно к Богу, а к святым, выполнявшим (и продолжающим выполнять и поныне) функции своеобразных уполномоченных Бога по определенному кругу вопросов.

Так, подобно городам греко-римского мира, имевшим своих богов-покровителей, города эпохи христианства обзавелись покровителями из святых. На смену Юпитеру, Аполлону и Марсу пришли святой Амвросий - покровитель Милана, святой Марк, оберегавший Венецию и святая Женьвьева, заботившаяся о парижанах.

святой Авросий. Мозаика. Милан IV-V в.
святой Авросий. Мозаика. Милан IV-V в.
святая Женевьева Парижская. ок.1519 г Мастерская Кранаха ст.
святая Женевьева Парижская. ок.1519 г Мастерская Кранаха ст.

Профессии и житейские дела также не остались без святого покровительства. Святой Георгий сменил Марса в вопросах воинской удачи и Диониса в вопросах урожая и приплода скота. Святой Флориан взял под свою опеку трубочистов, а святой Матфей покровительствовал сборщикам налогов. Примеры можно приводить еще очень и очень долго.

Черты дуализма в христианстве

Фигура Сатаны пришла в христианство из иудаизма и поначалу была нейтрально-негативной. Но со временем Сатана из достаточно незначительной фигуры эволюционировал в могущественного Князя Тьмы, ненавидящего род людской и стремящегося его погубить.

В иудаизме Сатана вступает в роли искусителя и осведомителя Бога о людских поступках и пороках, выполняя при этом волю Бога.

Статуя Сатаны в соборе св. Петра. Льеж
Статуя Сатаны в соборе св. Петра. Льеж

В христианстве Сатана стал самостоятельной фигурой, обладающей поистине огромным могуществом, ведущим войну против Бога и человечества - налицо отголоски дуализма, в рамках которого две равные (или почти равные) силы Добра и Зла ведут между собой борьбу.

Выше были рассмотрены лишь общие вопросы религиозного синкретизма в христианстве. Частные вопросы вплетения в православие элементов культуры древних славян требуют отдельного и подробного рассказа, который появится позже.