Найти тему
Пароход Онлайн

Виктор Смирнов. Пустое небо

Сегодня на улице подошел узнавший меня по телевизионным передачам пожилой мужчина. Представился. Бывший летчик, воспитанник новгородского аэроклуба, созданного Героем Советского Союза Каберовым. Тридцать лет в небе, начинал с «кукурузника», заканчивал на аэробусе. «Почему новгородцы перестали летать?», – с горечью спрашивал старый летчик. Почему опустело новгородское небо? И не эта ли пустота отразилась в пустых глазах молодых людей, уткнувшихся в гаджеты или уродующих стены домов матерными граффити?

Первый новгородский «летун»

История новгородской авиации началась в 1911 году с основания Новгородского отдела Императорского Всероссийского аэроклуба. Душой аэроклуба, комендантом новгородского аэродрома и первым новгородским летчиком стал офицер 85-го Выборгского пехотного полка Леонид Евгеньевич Вамелкин.

Трудно сказать, откуда взялась у пехотного офицера эта неудержимая тяга к голубому небу. Возможно, сказалась царившая тогда атмосфера восторга и воодушевления от осознания того, что вековая мечта человека летать, наконец, сбылась. Нечто подобное мы испытаем в 1961 году, когда в космос полетит Гагарин.

В июле 1911 года Новгород встречал участников знаменитого перелета из Санкт-Петербурга в Москву. На импровизированном аэродроме, который находился недалеко от современной улицы Германа, собрались толпы горожан, играл оркестр, гарцевали кавалеристы. Первому приземлившемуся авиатору Максу фон Лерхе отцы города подарили старинную братину с надписью: «Вы первый спустились с небесной высоты на новгородскую землю, которая есть колыбель великой России».

Среди участников перелета был и легендарный Сергей Уточкин, кумир Одессы и всей России, спортсмен-универсал, человек отчаянной храбрости и необыкновенного обаяния. В десяти километрах от Новгорода у самолета Уточкина забарахлил мотор, и он был вынужден сесть на шоссе в районе Кречевиц. Новгородцы помогли Уточкину отремонтировать летательный аппарат, но когда летчик снова поднялся в воздух, он потерпел аварию возле деревни Вины. Уточкин на лету выпрыгнул из падающей машины и, упав на дно оврага, получил тяжелые переломы и сотрясение мозга. Вынужденный прервать полет, Уточкин показал пример спортивного благородства, отдав сопернику свои запасы горючего.

Перелет Санкт-Петербург-Москва показал, насколько опасна профессия летчика. Из двенадцати участников до цели добрался лишь один пилот, остальные либо разбились, либо сами оказались продолжать полет. Однако это никак не повлияло на твердую решимость Леонида Вамелкина посвятить себя авиации. В 1912 году он упросил начальство направить его в Гатчинскую летную школу для подготовки аэронавтов, как тогда именовали летчиков, готовившую первых русских летчиков. Среди ее курсантов был штабс-капитан Нестеров, «мертвая» петля которого стала началом высшего пилотажа. Гатчинскую школу лично курировали великие князья, понимавшие растущую роль авиации в будущих войнах.

Получив диплом пилота, Леонид Вамелкин немедленно принялся за строительство летательного аппарата, вложив в него все свои сбережения.. Вместе с механиком-столяром фельдфебелем Апсовым он построил самолет, представлявший собой улучшенную копию французского аэроплана «Фарман IV», которому дал имя «Великий Новгород». На этом самолете Вамелкин стал совершать показательные полеты, благодаря которым многие молодые новгородцы тоже «заболели» небом.

Начало первой мировой войны Леонид Вамелкин встретил уже в чине штабс-капитана. Но воевать ему пришлось на земле в составе Выборгского пехотного полка. В феврале 1915 года с 12 разведчиками он взял в плен 18 немцев, затем поднял роту в штыковую атаку и под убийственным огнем противника захватил господствующую высоту. За проявленное мужество и героизм штабс-капитан Вамелкин был награжден золотым оружием и Георгиевским крестом, что можно приравнять к нынешнему званию Героя России.

И все же небо не отпускало Леонида Вамелкина, он снова и снова просил о переводе в авиацию. В первые месяцы войны русская авиация обладала превосходством над противником, однако это превосходство было утрачено, после того как немцы сумели в кратчайшие сроки наладить массовое производство аэропланов и подготовку летчиков. Самолеты в то время использовались главным образом для разведки. Атакуя противника, летчики сбрасывали ручные бомбы или вступали в воздушные дуэли, обстреливая друг друга из револьверов и винтовок.

Вскоре Вамелкину было присвоено звание подполковника, он стал командовать авиаотрядом, занимавшимся корректировкой артиллерийской стрельбы. 11 сентября 1917 года его самолет потерпел аварию недалеко от города Винницы. Вамелкин и летчик-наблюдатель Бонч-Бруевич погибли. Родные доставили останки первого новгородского летчика в родной город. Здесь он был с воинскими почестями при огромном скоплении народа похоронен на кладбище Духова монастыря. В 1930 году кладбище было ликвидировано. Дальнейшая судьба могилы Леонида Вамелкина, да и само его имя были надолго забыты вместе с именами тысяч героев Первой мировой войны.

Не сбитый летчик

Судьба детища Вамелкина – новгородского аэроклуба – складывалась в разное время по-разному. В 70-80 годах клуб считался одним из лучших в России, а возглавлял его знаменитый ас Герой Советского Союза Игорь Александрович Каберов.

Продолжение – на сайте «Пароход Онлайн»