В попытках раскопать новейший киноязык, крупные режиссеры все чаще экспериментируют над формой и содержанием. Некоторые из них дошли до игнорирования четких сюжетных линий. Разумеется, такие эксперименты - по-прежнему редкость, но следить за ними - одно удовольствие. А ведь все начиналось еще со Дзиги Вертова...
1. "Блю"
Последний фильм выдающегося британского режиссера Дерека Джармена. В период создания картины Джармен потерял зрение и весь фильм представлял собой кадр синего цвета. По сути, получилось что-то вроде аудио-книжки или подкаста. На фоне синего экрана звучит музыка и голоса Тильды Суинтон, самого Джармена и еще парочки актеров. Они читают авторский текст: о взглядах постановщика, искусстве, жизни и смерти. Джармен ушел из жизни спустя четыре месяца после создания "Блю" - своей главной картины.
2. "Прощай, речь 3D"
На старости лет, великий Жан-Люк Годар решился на новые кино-опыты с формой. В "Прощай, речь" он создает немую картину с вырвиглазным 3D-эффектом. Дело в том, что в правом глазу транслируется одно изображение, а в левом - совсем другое (разумеется, если смотреть в 3D-очках). На фоне всей этой свистопляски сюжет едва ли заметен: в картине присутствует калейдоскоп из различных эпизодов, но уследить за повествованием слишком тяжело.
3. "Шизополис"
Картина Стивена Содерберга начинается со слов "Если идеи фильма покажутся вам странными - это не наша вина. Дело в вас". И если первые десять минут выглядят более-менее логичными и адекватными, то дальнейший сюжет перетекает в поток сознания автора. Разумеется, что в условиях всей шизы, происходящей на экране, понять смысл содержания практически невозможно - мешают хулиганское повествование и безумные образы. Содерберг обходится без титров и названия и отсылает зрителя к кино-авангарду и творчеству того же Джармена.
4. "Кояанискатси"
Документальный фильм режиссера-монаха Годфри Реджио обходится без слов и закадрового текста. Их место занимает музыка, а "сюжет" представляет собой несколько эпизодов. Каждый символизирует определенный период в жизни человечества, отсылает к первозданной природе и технологичному миру, пришедшему на ее место. Фильм Реджио о мировом крахе: человечество убивает Землю, не осознавая, что вместе с ней закончимся и мы. Ракеты - попытки покорения космоса - взрываются безмолвно, но под музыку.
5. "Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии"
ДБЛЗМ долго размышлял над картиной, которая завершит подборку. Думали, в частности, над странным творчеством Энди Уорхола, но остановиться решили на современном сюрреализме. "Голубя" снял швед Рой Андерссон. Дядя, выигравший кучу призов за рекламные ролики, посвятил всю свою кино-карьеру сюрреалистичному жанру. Фильм состоит из 39 сцен, снятых на статичную камеру, и едва ли связанных друг с другом. Спустя несколько миниатюр, картина превращается в комедийный абсурд, а зритель, ожидающий драмы, недоуменно улыбается.