Мало кто знает, но в начале 1942 года танки Т-34 и КВ-1 в единственном экземпляре были переброшены за океан, а именно - на Абердинский полигон, штата Мэриленд, расположенном на территории США.
Это мероприятие было организовано по просьбе союзных сил с целью "изучения советской конструкторской мысли".
Итак, какие выводы Американцы сделали о Советских танках? - вы узнаете в этой статье
На самом деле единственный документ, подтверждающий факт передачи танков Американцам, - это лишь текст письма некоего генерала ГРУ Хлопова с отчетом об испытаниях и с соответствующими выводами и рекомендациями американских специалистов.
Многие уверены, что весь этот отчет является поддельным, так как Советские танки в нем описаны не с самой лестной стороны.
Однако после прочтения его становится ясно, что вся критика в адрес танков справедлива. Кроме того после критики какого то узла имеются советы для устранения неполадок в его работе.
Рассмотрим кратко плюсы и минусы, выделенные Американскими специалистами в танке Т-34.
Плюсы:
- Форма корпуса. Она была признана оптимальной из-за всесторонних наклонных броневых плит.
- Пушка. Несмотря на "слабую" начальную скорость снаряда, она была признана очень простой, надежной и безотказной в эксплуатации.
- Прицел. Он был оценен самым высоким образом и признан лучшим среди всех Американских танков.
- Двигатель. Тяговитый и надежный, но несовершенная система фильтрации воздуха значительно сокращала его ресурс и не позволяла развить максимальной мощности.
- Радиостанция. Ее компактность и качество неплохи, но из за плохого экранирования связь на расстоянии больше 10 миль невозможна.
Минусы:
- Водопроницаемость корпуса. При преодолении брода вода поступает снизу машины, а во время дождя - сверху. Это чревато выходом из строя электрооборудования.
- Бронирование. Плиты изготовлены из мягкого металла с низким показателем твердости.
- Воздухоочистители двигателя. Фактически не выполняют свою работу, отчего двигатель набивается грязью и пылью и быстро выходит из строя. Качество масляных фильтров низкое, двигателю не хватает воздуха.
- Подвеска. Она разработана по типу десятилетней давности.
- Трансмиссия. Передачи выбивает, зубья шестерен крошатся из за низкого качества металла, переключение передач затруднено.
- Боевое отделение. Американцы не понимали как в башне вообще могли помещаться два человека. Зимой дело обострялось одеждой экипажа.
- Гусеницы. Признаны экспертами слишком тонкими и легкими. Они могли поражаться даже при попадании малокалиберных снарядов. Кроме того "пальцы" низкого качества изготовления зачастую способствовали разрыву гусеницы.
Американские специалисты пришли к выводу, что танк в принципе неплохой, однако он практически во всем уступает их М4 "Шерману". Но тут стоит кинуть камень в их огород.
Во-первых, М4 разрабатывался в спокойных условиях, далеко от войны в лучах нежного солнца под присмотром десятков ведущих специалистов.
Т-34 разрабатывался в самое сложное время и изготавливался в самых суровых условиях при жестком дефиците необходимого оборудования.
Во-вторых, несправедливо сравнение подвижности танка М4 "Шерман" и Т-34, так как в первый установлен авиационный двигатель, работающий на специальном топливе. Сравнение машины с трактором - не иначе.
В-третьих, война требовала количества, а не качества. Именно поэтому на второе часто закрывали глаза, ведь танк на поле боя, как правило, долго не живет.
В-четвертых, М4 "Шерман" после вступления союзников в войну показал себя как малонадежный, капризный к условиям и сложный танк. Наш же Т-34 мог быть отремонтирован прямо на поле боя силами экипажа.
В-пятых, на Т-34-85 многие недостатки были устранены, а именно: размер боевого отделения (вследствие увеличения башни), пушка (установлено новое орудие), воздухоочистители (заменены на более надежные фильтры).