Найти в Дзене
ПОЛИСТ

Минск под нацистами: как подпольщики готовились к восстанию

Минское подполье начало формироваться в конце лета 1941 года. Известно о 6000 человек, которые участвовали в сопротивлении. Они добывали информацию о расположении немецких казарм, складов с оружием, расположении техники итд. У подпольщиков были большие планы — они готовили восстание в Минске. О нем и поговорим. Подготовка к восстанию В декабре 1941 года среди подпольщики сформировали боевую группу в 300 человек. Она стала костяком восстания, которое наметили на 4 января 1942 года. Городское сопротивление наладило контакты с партизанами, которые обитали в лесах под Минском. Они как и подпольщики в то время действовали сами по себе — без управления из Москвы. Партизаны согласились дать для восстания около 1000 человек. Повстанцы наладили связь и с Москвой и договаривались с ней о помощи. Центр даже пообещал десант с оружием и личным составом. Выполнили бы они свое обещание неизвестно. Но после окончания войны советское руководство не признала ни восстания, ни самого минского подполь
Оглавление

Минское подполье начало формироваться в конце лета 1941 года. Известно о 6000 человек, которые участвовали в сопротивлении. Они добывали информацию о расположении немецких казарм, складов с оружием, расположении техники итд.

У подпольщиков были большие планы — они готовили восстание в Минске. О нем и поговорим.

Подготовка к восстанию

В декабре 1941 года среди подпольщики сформировали боевую группу в 300 человек. Она стала костяком восстания, которое наметили на 4 января 1942 года.

Городское сопротивление наладило контакты с партизанами, которые обитали в лесах под Минском. Они как и подпольщики в то время действовали сами по себе — без управления из Москвы. Партизаны согласились дать для восстания около 1000 человек.

Повстанцы наладили связь и с Москвой и договаривались с ней о помощи. Центр даже пообещал десант с оружием и личным составом. Выполнили бы они свое обещание неизвестно. Но после окончания войны советское руководство не признала ни восстания, ни самого минского подполья.

Повстанцы разработали план. В нем указывались важнейшие нацистские объекты, которые нужно захватить в первую очередь, в том числе и казармы танковых войск. По всему городу делались схроны с оружием — в основном в подземных трубах отопительной системы, которая в то время не работала.

Первым делом, повстанцы планировали напасть на тюрьмы и лагеря, чтобы освободить военнопленных. Эти люди должны были пополнить ряды сопротивления. Далее планировалось напасть на танковые казармы и захватить технику, которую также бы использовали в восстании.

Предатель и раскрытие восстания

Нацисты знали о восстании. Хорошо сработала агентурная сеть, которую немцы наладили еще в самые первые дни оккупации. Одним из предателей стал минский шифровальщик Борис Родянко.

Начались аресты, допросы и казни. После того как нацисты проанализировали все данные, то сделали вывод, что восстание было подготовлено грамотно и если бы его не раскрыли оно бы обязательно удалось

В обнаруженных складах оружия было найдено более 400 винтовок, некоторое число пулеметов, а также много ручных гранат. Все это было хорошо спрятано в подземных коммуникациях теплотрасс. Местные власти придерживаются той точки зрения, что, если бы восстание вспыхнуло, оно удалось бы на все 100 проц., — из нацистских отчетов о минском восстании

Нацистские разведчики посчитали, что в восстании могли принять участие около 13 000 человек — это подпольщики, партизаны, десант из Москвы и освобожденные военнопленные.

Нужно еще добавить, что руководство восстанием в течение 23 дней вело радиопереговоры с Москвой и Ленинградом и оттуда получило инструкции. На территории, восточнее Минска, была расположена партизанская группа численностью около 700 чел., которая должна была штурмовать танковые казармы. Кроме того, Москва обещала поддержку посредством парашютно-десантных частей. В целом число вооруженных лиц насчитывало около 2500 чел. После освобождения военнопленных это число возросло бы приблизительно на 10 000 чел. 

Провал восстания сильно повлиял на минское подполье и обескровил его. Но несмотря на это сопротивление продолжилось. Мы поговоримоб этом в других частях цикла.

А в следующий раз я расскажу о минском гетто. До начала войны евреи составляли 25 % от всего населения Минска. Это по официальным данным и есть мнение что они занижены. Так, по переписи населения 1897 года "еврейский язык" родным назвали 50 % жителей Минска.

Интересно? Тогда поставь лайк и подпишись, чтобы не пропустить новые части. Спасибо)

А еще можешь почитать другие части:

Часть первая
Что творилось в городе в первые месяцы оккупации

Часть вторая
Как немцы руководили городом

Часть третья
Чему учили в белорусских школах во время оккупации

Часть четвертая
Как горожане выживали в холодном городе

Часть пятая
Как нацисты лечили белорусов и что делали с душевнобольными

Часть шестая
Кто служил в полиции и какой была благотворительность

Часть седьмая
Что немцы хотели сделать с православной церковью

Часть восьмая
Подполье, которого "не было"