Найти тему
Владимир Марочкин о музыке

Ты помнишь, как все начиналось - 2

Снова начинается школьная осень. Но так уж повелось, что в школе изучают не только математику, физику или химию. Для многих известных музыкантов путешествие в рок‑н-ролл началось также в школьные годы.

Известно, например, что Виктор Цой организовал свою первую группу в восьмом классе, а Борис Гребенщиков – в девятом.

Юрий Шевчук также начал выступать в рок-группе, учась в восьмом классе. Правда, он тогда ещё не пел, а только играл на соло-гитаре. Его первая группа называлась «Вектор» и славилась в Уфе близким к оригиналу исполнением песен группы Led Zeppelin.

Пётр Мамонов тоже впервые взял гитару в руки, учась в школе. Интересно, что его «Звуки Му» свой первый концерт в январе 1984 года отыграли в той самой английской спецшколе, где когда-то учились Пётр Мамонов и его брат Алексей Бортничук, гитарист «Звуков Му». А они к этому времени были вовсе не школьниками, а взрослыми дядьками.

Константин Никольский в 15 лет, то есть будучи ещё школьником, стал гитаристом популярной столичной рок-группы «Атланты».

Лидер «Атлантов» Алик Сикорский вспоминает: «Мы уже влились в общий ряд популяризаторов новой музыкальной волны, как у нас в ансамбле разразился кризис. Однажды мы выступали в большом зале (это было в ДК фабрики «Дукат». – Прим. В.М.), и вместе с нами играли и Градский, и «Наследники», и «Скифы», и ещё целая туча ансамблей. Когда наш ритм-гитарист вышел на сцену и увидел громадное количество людей – конца зала не было видно, и в темноте терялся народ – его парализовал страх. Придя в себя, он выдавил: «Я играть не буду». Снял гитару и ушёл. И мы играли без него. Это было в 1966 году.

А Костя до поры до времени тихо сидел дома. Мы с ним встретились на вечеринке в писательском доме на Университетском проспекте, что у кинотеатра «Прогресс». Мне сказали: «Тут живёт парень, который неплохо «кладёт» ритм на гитаре». Приходит парень, зовут Костя, или, как он сам любит говорить, Константин, и «кладёт», как было сказано, на гитаре тот самый блюзовый ритм и струны подтягивает…»

Появление Константина Никольского в составе «Атлантов» моментально повысило рейтинг ансамбля, потому что он уже умел играть в новом модном стиле, то есть в стиле Rolling Stones.

Ансамбль «Атланты» повлиял на появление другой популярной столичной группы – «Машины времени».

Свою первую группу Андрей Макаревич собрал, когда учился в восьмом классе. Называлась она, правда, не «Машина времени», а The Kids. Кроме Андрея в состав входили ещё две девочки-одноклассницы. Втроём они исполняли англо-американские народные песни.

Однажды в школу, где учился Андрей, приехала группа «Атланты», которая тогда находилась на гребне своей популярности. Набравшись смелости, Макаревич и его девчонки в антракте подошли к «Атлантам» и попросили разрешения сыграть. Сначала «Атланты», шедшие по жизни в ореоле полубогов, подняли их на смех, но Алик Сикорский вдруг спросил, кто на чём играет. Когда же он узнал, что в группе Андрея нет бас-гитариста, сказал, что подыграет. Внимание со стороны известного музыканта самым серьёзным образом повлияло на дальнейшую судьбу Андрея Макаревича, и вскоре в стенах той же школы появилась новая формация, которая позже превратилась в «Машину времени».

«Сейчас я часто думаю, насколько наша судьба зависит от каких-то мелочей, – признаётся Андрей Макаревич. – Алик ведь мог и не дать нам сыграть...»

Алексей "Вайт" Белов
Алексей "Вайт" Белов

"Мой двоюродный дядя был страстным поклонником бита, - рассказывал Алексей "Вайт" Белов, лидер блюз-рок-группы "Удачное приобретение", - и часто случалось так, что я учу уроки, а за стенкой гремят твисты и рок-н-роллы. Самый любимый был, конечно, Билл Хейли. А потом у меня появилась моя первая собственная пластиночка "на костях" - "Twist again", я выучил слова и пел ее. Летом 1965 года я поехал в пионерский лагерь "Восток-2" под Вереей, и вместе со мной там был Александр Барыкин - мы с ним еще в один детский сад ходили, - он умел играть на гитаре то, что во дворе играют, а я знал слова "Twist again", я напел ему песню, а он подобрал к ней аккорды..."

Концертный администратор Московской рок-лаборатории Александр Агеев вспоминал, что вместе с ним в школе №265 в середине 1960-х годов учился Игорь Саульский, сын популярного композитора Юрия Саульского. В вестибюле школы стоял рояль, и, как только наступала перемена, ребята тащили Игоря к инструменту и просили исполнить песню «Чёрный кот», которую сочинил его отец, и другие рок-н-роллы и твисты. Игорь начинал играть, и если на крамольные звуки из класса выскакивала какая-нибудь недовольная учительница, то ребята ей объясняли, что, мол, у Игоря очень строгий папа, который заставляет сына играть в строго определённое время много раз в день. И так происходило каждую перемену...

Когда Игорь вырос, то стал очень неплохим музыкантом и играл во многих популярных ансамблях: в «Арсенале» Алексея Козлова, «Скоморохах» Александра Градского, «Машине времени» Андрея Макаревича и др.

Поэтесса Маргарита Пушкина, сочинившая множество хитов для групп «Ария», «Мастер», «Автограф» и «Високосное лето», познакомилась с рок-музыкой в 1964 году, когда жила в Венгрии (её отец был командующим ВВС Южной группы войск. – Прим. В.М.).

«В Венгрии было много хороших групп: «Омега», «Иллеш», – рассказывает Маргарита, – и это уже тогда начало затягивать. А однажды по венгерскому телевидению показали концерт The Beatles, и я зафанатела.

Мы с девчонками бегали в коммерческие ларьки за сигаретами, а там продавались разные нашивочки на рукава, закладки, сделанные из фотоплёнок без эмульсии, – атрибутика, короче говоря: «Роллинги» и «Битлы». Честно говоря, «Роллинги» мне поначалу понравились больше, так как у Джаггера был зверский вид, что, по моему мнению, более соответствовало рок-н-роллу. И народ, соответственно, делился на тех, кто за «Битлз», и тех, кто за «Роллинг Стоунз».

Но после жизни в Венгрии мне было безумно трудно адаптироваться к советской школе, где рок-музыка являлась ещё диковинкой, и при любой возможности я стремилась улететь к отцу. На военном самолёте с капитаном Смирновым мы летели к папе, и в результате мои каникулы очень сильно затягивались. Папа писал в школу записки, что, мол, стоит нелётная погода, а я в это время шуровала по Будапешту в поисках всякой атрибутики и пластинок, а потом всё это доброе и светлое несла своим соученикам в Москве…»

Валерий Скородед. Фото Владимира Марочкина
Валерий Скородед. Фото Владимира Марочкина

"Когда я учился в восьмом классе, - рассказывал Валерий Скородед, лидер группы "Монгол Шуудан"", - отец одного моего школьного приятеля привез ему из Японии аппаратуру и пластинки Sex Pistols - все это произвело здесь фурор! Sex Pistols очень понравился, мы сели со словарем и попробовали перевести тексты. Короче, от этого у меня "сорвало крышу", и решил я поднять восстание против учителей: мол, не будем учиться, все равно нам ставят двойки. Написали лозунги, листовки, усеяли ими всю школу. Среди них были такие: "Долой учителей!", "Не будем посещать уроки, пока учителя не станут лояльнее!". И даже такие: "Свободу академику Сахарову!" - ведь шел 1982 год. Но встречались и такие: "Иванов - дурак", "Марья Гавриловна - сука" и т.д. Тогда мы все находились под сильным спортивным влиянием, в нашем классе, например, все были фанатами "Спартака", поэтому мы пришли в школу, одетые во все красное. В другом классе все болели за "Динамо" - и они пришли в динамовской форме. К нам присоединились и десятиклассники, а там все болели за ЦСКА. Завершилось все тем, что динамовцы схлестнулись с армейскими болельщиками и дико подрались. Все революции так заканчиваются. Разумеется, в школу вызвали родителей, устроили разборку, а так как инициатором был я, то и получил по мозгам. От моей революции остались только обида и усталость".

* * *

И вот начинается новый учебный год, и новые ребята и девчонки идут в школу. Возможно, кто-то из них станет новой звездой русского рока…

Владимир Марочкин

Друзья, если вам понравился материал и вы хотите больше подобного материала, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!