459 подписчиков

Водитель первого класса в СССР

3,9K прочитали

Был в СССР такой учебник
Был в СССР такой учебник

Кому из шоферов в СССР присваивали первый класс? Что им это давало? Есть ли классы сейчас? Обо всем этом дальше в статье.

Слова «первоклассный водитель» говорят нам о том, что перед нами настоящий профессионал, виртуозно управляющий своим автомобилем. В далеком 1984 году этим словам решили добавить конкретики и постановлением ВЦСПС и Госкомтруда СССР от 20 февраля за номером 58/3-102 установили для шоферов три класса.

Присвоение этих классов зависело от двух условий- количества категорий в правах и стажа работы на одном месте. Вот как все происходило.

Третий класс присваивался шоферам-новичкам с категориями «В» и «С» и никаких доплат не предусматривал. На крупных предприятиях молодых водителей перед допуском к работе дополнительно обучали и стажировали, а потом еще и заставляли сдавать экзамены по устройству, эксплуатации и ПДД.

Проработав на одном месте(!) непрерывно три года шофер мог получить второй класс. При присвоении рассматривали характеристику, производственные показатели и многое другое. За нарушение дисциплины и ДТП класс могли и не присвоить. Присвоенный таким способом второй класс давал право на 10-процентную прибавку к зарплате. Но если ты уволился с предприятия, присвоившего класс и ушел на другое, класс снова становился третьим. Это не нравилось водителям, но было выгодно предприятиям. Однако, классность можно было повысить и другим способом- открыв в правах новую категорию- «Е». Для этого существовали специальные курсы, окончив которые шофер получал и новую категорию и удостоверение шофера второго класса, которое не было «привязано» к конкретному месту работы.

К работе на такой технике допускали только шоферов первого класса
К работе на такой технике допускали только шоферов первого класса

Но! В СССР не было частных автошкол или училищ в которые можно было поступить в частном порядке. На повышение классности могло направить только твое родное АТП! Зато потом, отучившись и отработав определенное время, шофер свободно мог менять место работы на более выгодное.

Для получения первого класса нужно было отработать еще два года или снова отучиться и сдать экзамены, открыв еще одну категорию. Только пройдя через все это, шофер первого класса получал право на 25 процентную прибавку к зарплате. Требования к знаниям и умениям предъявлялись очень высокие. К примеру, в билетах по устройству присутствовали вопросы по регулировочным величинам, зазорам, давлениям и прочему по автомобилям разных марок и моделей. При сдаче экзамена по вождению могли проверить маневрирование задним ходом с прицепом.

Такая вот была в СССР система классности. А что самое интересное, этот документ действует до сих пор! Новый не разработали, а старый не отменили и любой водитель-профессионал имеет право на присвоение ему соответствующего класса. Правда, действует все это «по усмотрению работодателя»!