То, что Пенсионной реформе быть, окончательно стало понятно сразу после анонсирования обращения президента России Владимира Путина к согражданам. Впрочем, реализация данного проекта, мало вызывала сомнений, даже после первого упоминания о нем. Не буду вдаваться в экономические расклады, предшествующие идее. Так или иначе, она была воплощена в реальность. Вопрос был, лишь в каком окончательном виде появится законопроект.
Обращение президента явилось лишь психологическим маневром, успокоительной таблеткой для народной массы. «Терапия» была проведена, как по учебнику: сначала «удар электрошокером» от Единой России, а в момент кризиса – легкая «реанимация» от президента, послабления, связанные с дополнительными расходами бюджета, «но на которые государство готово пойти для поддержания социальной справедливости». Это должно было стать панацеей и «единственным возможным выходом из сложной экономической ситуации».
Непонятно лишь то, что Владимир Путин, в ходе своего телеобращения негативно оценил перспективу введения прогрессивной шкалы подоходного налога ради изыскания дополнительных средств в российский бюджет.
По его словам, правительство тщательно прорабатывало возможность применения этой и других мер. «Оказалось, что, по сути, ничего кардинально они не решают. В лучшем случае просто латают дыры. Или того хуже, несут разрушительные последствия для экономики страны в целом», — сказал президент.
Помимо этого, глава государства счел неэффективными такие меры поддержки пенсионной системы, как продажа части государственного имущества, дополнительное налогообложение нефтяников и энергетиков, а также более активное использование резервных фондов.
Возможно, каждая из этих мер, сама по себе и не решит проблему дефицита бюджета, но в комплексе – одно другому не помешает. Если уж решили обобрать пенсионеров, то давайте также поступим и с олигархами. Иными словами, вводим Пенсионную реформу, а вместе с ней – прогрессивную шкалу налогообложений, изымание сверхдоходов, переселение компаний и организаций в более скромные офисы (а в их прежних дворцах разместить лечебные учреждения для онкологических больных, детские дома и пр.). Почему нет? Страна только выиграет от этого. Да и либералы перестанут завывать об отсутствии заботы о населении России.
Однако, этого не произошло. Уже по первым откликам к обращению президента в социальных сетях, основным настроением стало разочарование. Все-таки часть россиян ждала, что Путин практически полностью нивелирует реформу. А этого не произошло.
И теперь реакция может быть самой непредсказуемой. Например, в ряде регионов властная вертикаль может дать трещину. И если дело дойдет до серьезных демонстраций и столкновений, то полиция, например, может отказаться участвовать в усмирении демонстрантов, поскольку на улицы выйдут родные и знакомые представителей правоохранительных органов. Похоже, что страна вступила в пору жесткого социального противостояния. Путин для большинства россиян уже не человек «над схваткой», своего рода мостик между властной олигархией и народом, а представитель этой самой олигархии. Скорее всего, расслоение между властью и народом будет усугубляться. Его можно было избежать, но неосторожные действия власти привели к тому, что народ чувствует себя кинутым и обманутым. И это ощущение будет только усиливаться.