Найти тему
Мурат Ш.

Любимое кино... новый взгляд!

Оглавление

Перещелкивая кабельные телеканалы, сквозь нервную дерганину новостей и истошный вой рекламы, я совершенно неожиданно услышал, до боли знакомые, чистые голоса и светлые мелодии из детства – шел «Иван Васильевич»…

Сам факт частых прокатов ретрофильмов - это уже наглядный упрек современной киноиндустрии, в том, что нет им достойной альтернативы, не говоря о не самых удачных попытках изваять некие сиквелы, или ремейки...

Но сейчас речь идет не о политике телеканалов, для которых в борьбе за рейтинг сгодится все, что может удержать наш палец на курке пульта от телевизора, хотя бы на 10-20 секунд подольше.

Для нас же, каждый сеанс киноповтора дает возможность разглядеть те детали, которые оставались в тени интриги хитросплетений сюжета.

Итак: сюжет фильма известен, все мизансцены до последнего кадра знакомы и каждая фраза героев ожидаема.

Остается ощущение погружения в наслаждение от самозабвенной игры великих актеров, их взглядов, движений, походки и трепетного тембра произнесенных ими фраз.

Просто Гений эпизода...
Просто Гений эпизода...

Я всегда думал над тем, что же такое настоящее кино!

И чем хороший фильм отличается от бездарного, бесталанного и проходного?

Почему то, что нравится одному человеку может совершенно игнорироваться другим зрителем, или фильм на который валит публика, воспринимается, как пошлый китч, высоколобыми, очкастыми, лысеющими, или безнадежно заросшими интеллектуалами, предпочитающими смаковать в одиночестве кинозала эклектичный коктейль фестивального кино, полностью игнорируемого массовым Потребителем.

Поэтому, всегда хочется подняться в его оценке выше простой арифметики прокатно-кассовых сборов.

В то же время, судить о кино, это все равно, что выставлять баллы за артистизм в фигурном катании, или той же художественной гимнастике.

А чем руководствуются судьи, беря на себя столь высокую ответственность за судьбу каждой золотой медали?

Ведь это сплошной субъективизм и профессиональная предвзятость!

Отсюда и бесконечные скандалы, которые сотрясают каждую очередную Олимпиаду или любое мировое первенство.

Отвлеклись, так отвлеклись! Поговорим о наболевшем.

МОК, который превратился в международную олимпийскую корпорацию, в своем желании коммерциализироваться, настолько рыночно диверсифицировался, что давно выпрыгнул за рамки принципов олимпийского движения.

-3

«Быстрее! Выше! Сильнее!» - так звучит основополагающий лозунг мусье Кубертена.

Ведь согласитесь, что значительно проще определить победителя на основе беспристрастных показателей - секунд, метров и килограммов!

И никакого субъективизма!

Все просто и наглядно!

Прибежал-приплыл-приехал первым, прыгнул-бросил дальше, или же поднял больше!

Есть еще точность в стрельбе-теннисе, голы в футболе-хоккее-гандболе-волейболе-баскетболе, реальные броски-удержания в борьбе, удары-нокауты в боксе и т.д., в общем, все что наглядно и объективно поддается подсчету и лишено пошлой субъективности.

Однако МОКорпорации нужен мировой охват и рейтинги…

Вот и появляются непонятные олимпийские прыжки на батуте и другие виды спорта, где существует море разливанное для судейского произвола и коррупции.

Рецепт прост.

Чтобы не раздавать по несколько комплектов золотых медалей (прецеденты уже были!), надо сократить количество олимпийских видов спорта, в которых велика доля судейского влияния (субъективизма), оставив только те, где возможно применение объективных параметров оценки достижений спортсменов.

А что про фигурное катание и гимнастику?

Давайте просто наслаждаться их красотой, которое доводится до состояния высокого Искусства!

Впрочем, вернемся к критериям оценки хорошего-плохого кино.

Для себя я давно понял, что если во время киносеанса я не думаю о том, где стоят камеры и как сидит режиссер, если меня не волнует как в студии расставлены софиты и микрофоны - значит я испытал эффект погружения в действие!

Значит - Магия Кино сработала!

Как в хорошем театре, когда игнорируется вся картонно-бутафорская условность декораций и ты весь во власти Ее Величества Мельпомены….

Ответ может быть изложен всего в одной фразе классика драматургии: «Верю – не верю!».

Однако со временем, начинаешь обращать внимание на детали, оттенки-полутона и весьма каверзные нюансы.

К примеру, во время просмотра «Иван Васильевича», я задался вопросом к сценаристам: «А на какие-такие средства совершенно оторванный и не приспособленный к жизни «ботан» Шурик получил шикарную трехкомнатную квартиру в центре Москвы, да еще с видом на Кремль?»

Лепота...
Лепота...

Наследственное владение сей "лепотой" исключено, поскольку улучшенный кирпичный дом был совершенно новый и, мало того, судя по соседям в виде успешного дантиста А.С.Шпака, являлся кооперативным.

Т.е. на какие «шиши» скромный научный работник произрастает в таких хоромах?

Я понимаю, что Шурик Тимофеев, должен был олицетворять все благодетели нового типа человека «Хомо Интеллигентус Советикус», и, соответственно, быть обласкан системой его создавшей.

Сыграло также то, что образ своего сквозного киногероя маэстро Гайдай автопортретно списал с самого себя, поэтому невольно, но соблаговолил его бытовому комфорту.

Оцените сходство...
Оцените сходство...

Плюс доминирующая советская идеология, которая не позволяла отображать на цветной пленке от "Свемы" всякую чернуху и некоторые временные трудности…

В реальности же, это было скорей исключением, чем правилом!

Поэтому, панельная «хрущевка», на которую повсеместно были обречены околонаучные деятели, явно не укладывалась в формат сказочной фильмо-фантасмагории, происходившей на благословенной советской земле.

Далее, фантазировать так до конца!

Делай, как я!
Делай, как я!

Соответственно, женой интеллигента Шурика обязательно должна была стать Кинозвезда! (заметьте, все, как у самого Л.Гайдая!)

Однако, правда жизни заключается в том, что (увы и ах!) даже в самом фантастическом фильме Женщина остаётся Женщиной!

Потому, что она предпочла убежать на юг с успешным кинорежиссером от очень положительного, но всё же, инженера!

Впрочем, идем далее!

Может быть сейчас мы сильно избалованы технологическими возможностями виртуальных студий Голливуда, однако, материализованный облик Машины Времени, представленный в фильме, уж очень сильно отличается от привычных нам нашпигованных компьютерами футуристических гаджетов.

Что ж, Бытие определяет Сознание!

А по-сути, мы начинаем понимать, как тогда, в 60-70-хх годах, в массовом сознании должен был восприниматься образ этой сверхсекретной новинки нашей замечательной оборонной промышленности!

Вот он - продукт "оборонки"!
Вот он - продукт "оборонки"!

Глядя на это булькающее, сверкающее сооружение, с многочисленными колбами, перегонными кубами и разноцветными жидкостями, которое, ну никак не походило на мощное телепортационное устройство, мне поневоле приходит ассоциация с другим, широко распространенным на то время агрегатом, продукция которого тоже помогала всей несознательной части советского населения в массовом порядке проникать в другие запрещенные алкоизмерения.

Да, уважаемый Читатель!
Прообразом стал обычный самогонный аппарат.

По всей видимости, постановщик фильма, от кого зависела вся реквизитная часть и бюджет кинофильма, не мудрствуя лукаво, взял за основу Машины Времени ее базовую модель.

Впрочем, в этом есть значительная доля сермяжной правды!

По сути, тогда и сейчас, вся наша могучая страна, начиная с пятницы и до воскресенья, включительно, регулярно и дружно перемещалась в другие измерения, или столь любимое состояние отрыва от действительности, иногда полностью теряя ощущения Времени и Пространства.

Ведь водка - она, как Машина Времени! ...Выпил и уже наступило Завтра!

Ну, чем не подходящий и понятный населению базовый прототип для Машины Времени?

Может быть, поэтому неслучаен и сам финал кинофильма, демонстрирующий сцену выхода главного героя из тяжелого темпорально-похмельного синдрома, с фингалом на лице.

Ведь только в нём черная кошка может прокричать свое прощальное: «Чао!».

Чао, всем!
Чао, всем!

Ну и Вам всем, пока!