Перещелкивая кабельные телеканалы, сквозь нервную дерганину новостей и истошный вой рекламы, я совершенно неожиданно услышал, до боли знакомые, чистые голоса и светлые мелодии из детства – шел «Иван Васильевич»…
Сам факт частых прокатов ретрофильмов - это уже наглядный упрек современной киноиндустрии, в том, что нет им достойной альтернативы, не говоря о не самых удачных попытках изваять некие сиквелы, или ремейки...
Но сейчас речь идет не о политике телеканалов, для которых в борьбе за рейтинг сгодится все, что может удержать наш палец на курке пульта от телевизора, хотя бы на 10-20 секунд подольше.
Для нас же, каждый сеанс киноповтора дает возможность разглядеть те детали, которые оставались в тени интриги хитросплетений сюжета.
Итак: сюжет фильма известен, все мизансцены до последнего кадра знакомы и каждая фраза героев ожидаема.
Остается ощущение погружения в наслаждение от самозабвенной игры великих актеров, их взглядов, движений, походки и трепетного тембра произнесенных ими фраз.
Я всегда думал над тем, что же такое настоящее кино!
И чем хороший фильм отличается от бездарного, бесталанного и проходного?
Почему то, что нравится одному человеку может совершенно игнорироваться другим зрителем, или фильм на который валит публика, воспринимается, как пошлый китч, высоколобыми, очкастыми, лысеющими, или безнадежно заросшими интеллектуалами, предпочитающими смаковать в одиночестве кинозала эклектичный коктейль фестивального кино, полностью игнорируемого массовым Потребителем.
Поэтому, всегда хочется подняться в его оценке выше простой арифметики прокатно-кассовых сборов.
В то же время, судить о кино, это все равно, что выставлять баллы за артистизм в фигурном катании, или той же художественной гимнастике.
А чем руководствуются судьи, беря на себя столь высокую ответственность за судьбу каждой золотой медали?
Ведь это сплошной субъективизм и профессиональная предвзятость!
Отсюда и бесконечные скандалы, которые сотрясают каждую очередную Олимпиаду или любое мировое первенство.
Отвлеклись, так отвлеклись! Поговорим о наболевшем.
МОК, который превратился в международную олимпийскую корпорацию, в своем желании коммерциализироваться, настолько рыночно диверсифицировался, что давно выпрыгнул за рамки принципов олимпийского движения.
«Быстрее! Выше! Сильнее!» - так звучит основополагающий лозунг мусье Кубертена.
Ведь согласитесь, что значительно проще определить победителя на основе беспристрастных показателей - секунд, метров и килограммов!
И никакого субъективизма!
Все просто и наглядно!
Прибежал-приплыл-приехал первым, прыгнул-бросил дальше, или же поднял больше!
Есть еще точность в стрельбе-теннисе, голы в футболе-хоккее-гандболе-волейболе-баскетболе, реальные броски-удержания в борьбе, удары-нокауты в боксе и т.д., в общем, все что наглядно и объективно поддается подсчету и лишено пошлой субъективности.
Однако МОКорпорации нужен мировой охват и рейтинги…
Вот и появляются непонятные олимпийские прыжки на батуте и другие виды спорта, где существует море разливанное для судейского произвола и коррупции.
Рецепт прост.
Чтобы не раздавать по несколько комплектов золотых медалей (прецеденты уже были!), надо сократить количество олимпийских видов спорта, в которых велика доля судейского влияния (субъективизма), оставив только те, где возможно применение объективных параметров оценки достижений спортсменов.
А что про фигурное катание и гимнастику?
Давайте просто наслаждаться их красотой, которое доводится до состояния высокого Искусства!
Впрочем, вернемся к критериям оценки хорошего-плохого кино.
Для себя я давно понял, что если во время киносеанса я не думаю о том, где стоят камеры и как сидит режиссер, если меня не волнует как в студии расставлены софиты и микрофоны - значит я испытал эффект погружения в действие!
Значит - Магия Кино сработала!
Как в хорошем театре, когда игнорируется вся картонно-бутафорская условность декораций и ты весь во власти Ее Величества Мельпомены….
Ответ может быть изложен всего в одной фразе классика драматургии: «Верю – не верю!».