Личная жизнь великого писателя – это всегда достояние любого уровня глянца. И чем больше пикантных подробностей, тем, несомненно, лучше и для самого художника, и для тех, кто пером наживается на этой истории, и для уважаемой читающей публики. В этом плане последний русский классик, лауреат Нобелевской премии от 1933, Иван Бунин, подарил нам всем целый пир для размышлений, сплетен и кривотолков, которые вот уже почти столетие остаются все так же актуальны и животрепещущи.
Речь пойдет, конечно же, о том самом любовном треугольнике, превратившимся в квадрат для того, чтобы стать пятиугольником. Сложно? А кто сказал, что геометрия - это легко?
1. Треугольник
Лазурный берег … Грасс … 1926 год. Она – миловидная, по словам современников, обладающая преданными «коровьими глазами» двадцатишестилетняя молодая женщина, не лишенная при всех ее прочих достоинствах еще и писательского таланта. Он – великий, постаревший, безумно тоскующий в равной степени как по родине, оставшейся уже в далеком прошлом, так и по музе мужчина, переживающий свою золотую осень. Бунин и Галина Кузнецова познакомились годом ранее, в Париже, когда она показала ему свои стихи и прозу. Произвели ли на него впечатление ее литературные таланты, мы не беремся судить, но она, определенно, произвела. В 1927 году он представил ее своей законной жене, Вере Муромцевой, в качестве секретаря и поселил на съемной вилле с громким названием «Бельведер». Назвать этот роман страстным не брался никто, но то, что обе стороны извлекали из него определенную выгоду, было ясно как небо над Лазурным берегом. Он получил свою музу, она - возможность приобщиться к Великому, смело полагая, что писательский дар передается этим самым путем.
Вере Муромцевой на тот момент было чуть немного за 40, она рано постарела и настолько окружила Бунина мягкой, обволакивающей материнской заботой и всепрощающей жертвенностью, что, вполне естественно, давно перестала интересовать его как женщина. Уходить от жены Ян, как любовно Вера назвала его, не собирался, что было ожидаемо и предсказуемо. Галю это положение вещей вполне устраивало. Таким образом, мы получаем нашу первую геометрическую фигуру.
Еще немного слов хочется сказать в оправдание его жены (по аналогии с «Дневником его жены»): поведение, заключающееся в покорном смирении Веры, было понятно и ожидаемо после стольких лет тренировок, когда ей приходилось терпеть постоянные романы и увлечения мужа, взамен она получала и его любовь, и его уважение. А еще, возможно, она верила в сакральный русский закон, согласно которому русскому ничего не надо делать – за него все сделает Бог или кто-то еще. Этот кто-то еще не заставил себя долго ждать.
2. Квадрат
1933 год. Иван Бунин наконец-то получает такую долгожданную Нобелевскую премию. Из Стокгольма после ее вручения пришлось ехать через уже фашистский на тот момент Берлин. Писатель подвергся унизительному досмотру и не желал оставаться в этом городе ни минутой более. Однако там пришлось оставить Галю, которая слегла с подозрением на плеврит. Оставили ее на попечение друга Бунина, известного философа, Федора Степунова, у которого была сестра, Маргарита, именуемая близкими как Марга. Современники говорили о ней, как о сильной, волевой и раскованной женщине. Разумеется, она стала своего рода тем Парисом, к которому уйдет прекрасная Галя от Бунина.
Забегая вперед, мы сразу скажем, что они проживут вместе относительно счастливую жизнь вплоть до смерти Марги в 1971 году. Ну а пока на дворе был 1941 год. Марга и Галя не могли более оставаться в Берлине, где они поселились вскоре после их встречи в 1933 году и в буквальном смысле бежали в провинциальный французский Грас от ужасов войны. Бежали к Буниным. Мы снова вынуждены вернуться к геометрии, так как перед нами теперь целый небанальный квадрат.
3. Пятиугольник
На тот момент Бунины уже умудрились растратить все деньги, полученные из фонда Нобеля, и по сути бедствовали. Единственным «постояльцем» четы, вносящим ничтожную, но все же материальную лепту в совместное хозяйство в виде ежедневных десяти франков, был Леонид Зуров.
Автор «Поля» и «Ивана-да-Марьи» возможно и был талантливым писателем, да вот только родился не в то время и не в том месте. Впрочем, его литературная деятельность нас интересует сейчас меньше всего. В дом его, по иронии судьбы, ввел сам Бунин. Зуров был человеком крайне порядочным, с рыцарским налетом, но страдающий от определенных психических расстройств. Неудивительно, что он сразу же стал защитником Веры Николаевны.
Разумеется, ни о каком эротизме в этой паре не могло быть и речи, но то, что Вере весьма льстило это слепое обожание, было очевидно. Пятиугольник, ставший в это страшное время странной, но семьей, просуществовал под одной крышей вплоть до 1942 года, когда Марга и Галя уехали в США.
4. Эпилог
Были ли все персонажи этой истории счастливы хоть мгновение на протяжении всей этой истории, мы не беремся судить. В конце концов, великих невозможно судить с точки зрения обывательских категорий «что такое хорошо и что такое плохо». Взамен этого понимания и принятия мы получаем шедевры вроде «Темных аллей» или «Жизни Арсеньева», которые, возможно, и не родились бы в других условиях.
В своем «Грасском дневнике», опубликованном в 1967 году, Вера Кузнецова будет предельно сдержана, и нигде не намекнет на ее связь с писателем. Она проведет с Маргой всю свою жизнь, последние годы они будут жить в Женеве.
Леонид Зуров скончается от разрыва сердца в 1971 году в одной из психиатрических лечебниц. Иван Бунин переживет войну и уйдет из жизни в 1953 года, через 20 лет после присуждении ему премии. Вера Николаевна переживет его на 8 лет и напишет столь биографически ценные «Жизнь Бунина» и «Беседы с памятью». Они похоронены в одной могиле на кладбище Сент-Женьев-де-Буа в Париже.
До новых книг!
Ваш Book24