Найти тему

Может ли женщина оставаться женщиной в бизнесе?

Может ли женщина оставаться женщиной в бизнесе? Про кого этот вопрос? Для меня, про женщин – руководителей, которым труднее всего оставаться женщиной, и управлять фирмой. Именно для этих женщин эта статья.

Сначала давайте определимся в понимании, что значит оставаться женщиной. В априори: женщина – она и есть женщина. И тогда мы рассматриваем, не столько может или нет, а какие качества она приобретает, какие теряет, выбирая для себя работу в бизнесе.

Что в нашем понимании остаться женщиной?

В общепринятом смысле, женщина - теплая, добрая, «кормящая», принимающая, прощающая, творческая, умеющая любить и т.д. Когда она становится на стезю бизнеса, эти качества для развития бизнеса не всегда помогают. Бизнес играет по своим законам конкуренции и выживаемости. А для этого необходимо «приспособиться», постоянно учиться новым правилам. Этот процесс «перерождения» называется психологической инициацией. Слово «инициация» заимствовано нами из антропологии, в переводе с английского оно означает «принятие в группу»

Чтобы бизнес развивался и стал доходным, необходимо руководителю стать единовластным лидером. А лидер это – хозяин, «кнут и пряник», человек проводящий стратегию и тактику твердо, уверенно, бескомпромиссно. И здесь не до качеств: принимающих, прощающих, сомневающихся.

Женщина – руководитель сталкивается с внутренним конфликтом личности. С одной стороны ей хочется остаться доброй, чувственной, принимающей и понимающей, с другой, она понимает, что ей необходимо быть жесткой, упрямой, безэмоциональной, своего рода «мымрой». Этот выбор не всегда прост, ее ценности и установки требуют пересмотра и изменений. И вот в этом процессе мы и теряем «женщину» в женщине.

Давайте проследим, на каких этапах развития организации происходит эта потеря.

Каждая организация проходит, как и человек, свои этапы развития, свою инициацию. На каждом этапе происходит смена организационной культуры(ОК) Если этого не происходит, то организация постепенно «умирает».

Напомню, что такое организационная культура. ОК – идеи, ценности и установки, господствующие в организации, формирующие ее образ жизни или уклад. ОК стимулирует определенные типы поведения у сотрудников. В сферу ОК входят опыт, навыки, традиции, процессы коммуникации и принятия решений, мифы, страхи, надежды и ожидания. Это внутренняя модель того, как люди делают свои дела, во что верят, что поощряется, что наказывается. ОК имеет решающее значение в вопросах стратегического планирования. Большей частью все неудачи преобразований бизнеса объясняются тем, что ОК оставалась неизменной, не подвергалась инициации при переходе организации на другой этап развития.

Существует 4 ОК, понятное дело не в чистом виде, все 4 обязательно присутствуют в каждой организации, здесь вопрос большего предпочтения какой–либо одной из них.

Типы ОК: клан, иерархия, рынок, адхократия. Основные ценности и девизы каждой:

Клан – ценность отношений. Девиз: «Один за всех и все за одного».

Иерархия – структура, четкость, стабильность. Девиз: «Кто есть кто?»

Рынок – результат, жесткость, конкурентоспособность. Девиз: «Проблемы краснокожих – шерифа не волнуют» Перевод: Либо результат, либо прощай.

Адхократия – новаторство, риск, уникальность, стандарт качества. Девиз: «Вы достойны лучшего, а это наш продукт»

Больше всего женщин – руководителей мы наблюдаем в клановых организациях. Эти организации не мешают проявлению женских качеств. Структура не мешает женщине руководить и оставаться милой, обаятельной женщиной. Тип лидера (ТЛ): пособник, воспитатель, родитель. Критерий эффективности (КЭ): сплоченность, моральный климат, развитие человеческих ресурсов. Теория менеджмента (ТМ): участие укрепляет преданность делу.

В организациях с клановой ОК мы можем потерять женщину в женщине только, если она уж очень увлечется «материнской» функцией, начнет больше заботится о своих подчиненных, чем о себе.

Уже меньше, но все же еще много женщин- руководителей работает в иерархической организации. ТЛ: координатор, наставник, организатор. КЭ: рентабельность, своевременность, гладкое функционирование, без революций. ТМ: контроль способствует рентабельности. Здесь, женщина может увлечься контролем других , забывая о своей иррациональной женской творческой субличности.

Что же происходит дальше. Если организация переходит в Рынок, женщиной, в архетипичном понимании, оставаться невозможно. Это «боевая культура». ТЛ: жесткий надсмотрщик, соперник, производитель. КЭ: рыночная доля, достижение цели, поражение конкурентов, объем продаж, рентабельность каждого отдела. ТМ: конкуренция способствует продуктивности.

В рыночной культуре задействованы «мужские энергии» - сила, жесткость, давление, шантаж, манипулятивные стратегии. Это – «настоящая война» - выживает сильнейший. Я практически не знаю женщин – руководителей рыночных организаций. А вы?

Это «поле битвы» мужчин, и если встречаются женщины, то они похожи на мужчин, не только внутренне, но порой и внешне. Таким женщинам труднее всего. Для них необходимо найти в жизни место, где они смогут проявить свою слабость, женственность, уязвимость, творческую реализацию. Если они не находят такое место, то увы…

Дальше немного лучше. Хотя в адхократических организациях встречаются женщины, не как организаторы бизнеса, а как руководители отдельных отделов и отраслей. Адхократия (случайная культура) – организация, задающая стандарт качества. ТЛ: новатор, предприниматель, провидец. КЭ: результат на передовом рубеже, творчество, рост, качество продукта. ТМ: новаторство, вынашивает новые ресурсы.

Почему же Любовь Прокофьевна из к.ф. «Служебный роман» прошла инициацию и из «мымры» превратилась в «женщину». Во-первых: ее организация с иерархической орг.культурой, что легче. А во-вторых, появился рядом настоящий мужчина. Почему известная нам госпожа Батурина (И.О.)…. может управлять организациями с рыночной ОК, потому что рядом любимый мужчина, поддерживающий и помогающий.

Что же все-таки нужно женщине – руководителю бизнеса, чтобы она смогла остаться женщиной? Ей необходим баланс, гармония, умение перестраиваться и «перелепливаться» в зависимости от того этапа развития, на котором она находится, знания и анализ опыта, решимость, вера и любовь. А еще ей необходим любящий, поддерживающий и принимающий мужчина рядом, сторонники и союзники. Место, где она сможет выражать свою женственность, не беспокоясь, что ее не поймут и не примут. Увлечения и хобби, которые помогут ей накапливать ресурс для преодоления сложного пути инициации.

Милые женщины, Все в ваших руках! И только вам решать, какой путь выбрать, и как его пройти. Но для прохождения, необходимо знать, во что вы «ввязываетесь», и что делать с «женственностью», которая дана Вам свыше Природой.

Будьте счастливы!

Маргарита Репина