Найти тему
Издательство "Шестерёнка"

Немецкий танк Pz.Kpfw IV. Часть-1: история создания

Оглавление

Часто бывает, что в тени выдающихся конструкций, забывается вклад рядовых образцов. Который был каждодневным и регулярным – пусть и не таким ярким. Что вам придет на ум при словосочетании «немецкий танк времен Второй Мировой»? Может, «Пантера» - но скорее всего – «Тигр». Машины, излюбленные немецкой пропагандой, и создавшие себе грозную славу в рядах противника, имели на это все основания. Но едва ли относительное сравнение «заслуг» немецких танкистов, вооруженных устаревающими Pz.Kpfw IV и воевавших на «Тиграх», будет в пользу последних. Как вы поняли, сегодня речь пойдет о самом массовом танке той Германии – Pz.Kpfw IV, который применялся на всех фронтах Второй мировой с первого дня – и до капитуляции Германии.

Neubaufahrzeug (Nb.Fz). Танк запустили в производство в 1934 году, но серия ограничилась 5 машинами. Элементы подвески этого танка использовались в прототипах будущего B.W.
Neubaufahrzeug (Nb.Fz). Танк запустили в производство в 1934 году, но серия ограничилась 5 машинами. Элементы подвески этого танка использовались в прототипах будущего B.W.

Дополнительный танк

Первые упоминания о будущей машине датируются 1934 годом. Тогда Wa.Pfw. 6 (подразделение агентства военных закупок) выдало заказ на производство танка поддержки, которым планировали дополнить парк Pz.Kpfw. III. В силу ограничений, наложенных на Германию условиями Версальского мира, разработка проходила в условиях секретности, потому в процессе создания ее называли «Battalionsfuehrerwagen» (B.W. - машина командира батальона).

Изначально считалось, что новый танк будет дополнять парк "основных" Pz.Kpfw III (на фото).К слову, до начала войны именно на "тройку" возлагались противотанковые функции, а Pz.Kpfw IV задумывался для борьбы укреплениями противника
Изначально считалось, что новый танк будет дополнять парк "основных" Pz.Kpfw III (на фото).К слову, до начала войны именно на "тройку" возлагались противотанковые функции, а Pz.Kpfw IV задумывался для борьбы укреплениями противника

Требования военных включали массу до 24 тонн, 75-мм гаубицу в качестве основного вооружения и максимальную скорость в 35 км\ч. Несмотря на то, что за разработку взялось три компании, быстрее оказались специалисты из Krupp. По этой причине наработки конкурентов утеряны полностью. Существует лишь фото ходового прототипа с массо-габаритным макетом башни от Rheinmetall-Borsig.

Прототип B.W. от Rheinmetall-Borsig с массо-габаритным макетом башни. Можно заметить сходство деталей подвески с таковыми на Nb.Fz.
Прототип B.W. от Rheinmetall-Borsig с массо-габаритным макетом башни. Можно заметить сходство деталей подвески с таковыми на Nb.Fz.

Первый прототип Круппа (B.W. 1) оснащался габаритным макетом вместо башни. Подвеска состояла из 8 опорных катков с каждой стороны, которые попарно были скомпонованы на подрессоренных тележках. Экипаж должен был состоять из шести человек. Помимо «стандартных» наводчика, стрелка-радиста, заряжающего, командира и механика-водителя, в B.W. 1 была отдельная позиция пулеметчика в башенке, за водителем танка.

Прототип B.W. 2 в цехах Krupp, 1936 год
Прототип B.W. 2 в цехах Krupp, 1936 год

Уже во втором прототипе от спорного пулеметчика отказались, сократив экипаж до пяти человек. Кроме того, B.W. II получил торсионную подвеску с шестью опорными катками. Масса обоих прототипов B.W. составляла 18 тонн и предполагала установку короткоствольной гаубицы 7.5 cm KwK 37 L\24. Ей отводилась роль орудия против укреплений, огневых точек и орудийных расчетов противника. С ней был спарен 7,92-мм пулемет MG-34. Такой же устанавливался в лобовой плите, у места радиста. Толщина самой плиты составляла всего 16 миллиметров, но для стойкости к противотанковым средствам межвоенного периода этого было достаточно.

Схема прототипа B.W. I (Krupp)
Схема прототипа B.W. I (Krupp)

После испытаний двух машин, предпочтение было отдано B.W. I - с более простой и дешевой рессорной подвеской. А уже в ноябре 1937 были созданы предсерийные образцы танка, получившего привычное обозначение Pz.Kpfw IV.

Нерушимые основы

Pz.Kpfw IV Ausf.A, произведенный в 1938 году
Pz.Kpfw IV Ausf.A, произведенный в 1938 году

Несмотря на то, что Pz.Kpfw IV претерпел тысячи изменений за годы эксплуатации, компоновка машины оставалась единой. Двигатель располагался в корме, соединяясь с трансмиссией, установленной за лобовым листом, приводным валом. Малоизвестной особенностью «четверки» была несимметричность. Так, ось башни была смещена на 650 миллиметров влево, а мотор – на 150 вправо. Это было обусловлено наличием вспомогательного двигателя для поворота башни. Водитель располагался в левой передней части корпуса, под собственным люком. За дорогой следили сквозь амбразуру, защищенную 50-мм стеклом, которое в бою прикрывал бронещиток. В этом случае использовался бинокулярный перископический наблюдательный прибор. Управление осуществлялось классической парой рычагов.

На ранних машинах отсутствовал курсовой пулемет. Вместо этого, стрелок-радист мог вести огонь через амбразуру, прикрываемую бронированной крышкой. На фото - Pz.Kpfw IV Ausf. C
На ранних машинах отсутствовал курсовой пулемет. Вместо этого, стрелок-радист мог вести огонь через амбразуру, прикрываемую бронированной крышкой. На фото - Pz.Kpfw IV Ausf. C

Справа от водителя сидел стрелок-радист, имевший такой же люк в крыше корпуса. Коротковолновая радиостанция обладала дальностью до двух километров. Изначально, для самообороны радист мог пользоваться лишь личным оружием, стреляя через амбразуру во лбу корпуса. Позже амбразура уступила место пулемету MG-34 на шаровом механизме. В этом случае обзор за полем боя осуществлялся через пулеметный прицел. На машинах без него, обзор осуществлялся через отверстие в лобовой плите.

У наводчика и заряжающего были люки по бокам башни, на которых дополнительно устанавливали прибор наблюдения
У наводчика и заряжающего были люки по бокам башни, на которых дополнительно устанавливали прибор наблюдения

За отделением управления находилась башня с 75-мм орудием и спаренным пулеметом. Наводчик восседал слева от казенной части орудия. Рядом с его прицелом была смотровая амбразура, которую прикрывала бронированная крышка. Поворот башни осуществлялся 2-цилиндровым мотором DKW PZW-600. В случае его поломки, можно было использовать ручной привод, но в этом случае для разворота башни на 360 градусов, наводчик прокручивал рукоять 188 раз.

Командир вел наблюдение через пять смотровых щелей в командирской башенке
Командир вел наблюдение через пять смотровых щелей в командирской башенке

Справа от казенной части сидел заряжающий, который орудовал снарядами к основном орудию и патронами к спаренному пулемету. Для наблюдения за полем боя отвечала амбразура аналогичная таковой у наводчика. За его спиной в центре башни находилось место командира, который наблюдал за обстановкой через пять смотровых щелей в командирской башенке.

Ausf. B - слева, Ausf. A - справа. Главное видимое отличие - новая командирская башенка с бронированными заслонками смотровых амбразур
Ausf. B - слева, Ausf. A - справа. Главное видимое отличие - новая командирская башенка с бронированными заслонками смотровых амбразур

В бортах башни устанавливали двустворчатые люки для наводчика и заряжающего. В них была своя смотровая щель, которая дополнительно незначительно расширяла обзор. Еще две амбразуры для стрельбы из стрелкового оружия находились с тыльной стороны башни.

Для лучшего обзора, заряжающий и наводчик получили смотровые амбразуры во лбу башни, которые прикрывались заглушками
Для лучшего обзора, заряжающий и наводчик получили смотровые амбразуры во лбу башни, которые прикрывались заглушками

Бронирование танка было гомогенным, на основе бронированной стали PP694. Толщина листов в самых защищенных участках достигала 30 миллиметров. 230-сильный двигатель Maybach HL 108 TR позволял 18-тонной машине развить максимальную скорость в 32 километра в час. Бензиновый мотор питался из трех топливных баков. Заправка первого и третьего осуществлялась снаружи, а второй бак наполнялся за счет соединения с третьим резервуаром. Суммарно, запас топлива составлял 470 литров бензина, что позволяло пройти 210 километров на одной заправке.

Пушка-окурок

MG-34 Panzerlauf отличался бронированным кожухом и меньшим числом вентиляционных отверстий
MG-34 Panzerlauf отличался бронированным кожухом и меньшим числом вентиляционных отверстий

Основным орудием ранних модификаций Pz.Kpfw IV была гаубица KwK 37 L\24. Длина ствола танковой гаубицы составляла всего 1,7 метра, за что она получила прозвище «Stummel» (окурок, то бишь). Номенклатура снарядов к орудию включала фугасные, бронебойные и кумулятивные боеприпасы. Стандартный бронебойный Panzergranatpatrone 39 мог поразить до 40 миллиметров гомогенной брони под наклоном в 30 градусов с расстояния в 100 метров. Этого было достаточно для легких машин вроде советского Т-26 или французского Renault R-35. Но встреча с Т-34 и КВ заставила искать иные решения. Одним из таких стал кумулятивный боеприпас HL\A, производство которого началось зимой 1941 года. Он уже мог поразить 70 миллиметров гомогенной брони на всех эффективных дальностях.

Основным орудием первых модификаций Pz.Kpfw IV была 75-мм короткоствольная пушка KwK 37. На данном фото - танк модификации Ausf.C с открытой амбразурой наводчика
Основным орудием первых модификаций Pz.Kpfw IV была 75-мм короткоствольная пушка KwK 37. На данном фото - танк модификации Ausf.C с открытой амбразурой наводчика

С орудием был спарен пулемет MG-34, а стрелок-радист орудовал версией MG-34 Panzerlauf – с бронированным кожухом ствола и меньшим количеством вентиляционных отверстий. Танковые пулеметы для экономии места лишили приклада, но для возможности стрельбы вне машины оставили один сошник и прицел.

Приборная панель Pz.Kpfw IV.
Приборная панель Pz.Kpfw IV.

Итоги

Pz.Kpfw IV Ausf. C
Pz.Kpfw IV Ausf. C

Рожденный в 1937 года Pz.Kpfw IV имел множество разительных отличий от своих более поздних аналогов. Это было обусловлено двумя факторами. С одной стороны, «четверку» не планировали использовать как противотанковое средство. В 1930-х считалось, что для этого хватит и Pz.Kpfw III. А с другой, - до стремительного развития танкостроения во время войны, и этого было, в общем, достаточно. Косвенно это было доказано на начальных этапах Второй Мировой. Самое главное, что сделали инженеры компании Krupp – это создание базы, которая позволила на протяжении восьми лет модернизировать танк до актуальных параметров.

-16

Спасибо за внимание! В следующей части материала мы поговорим об отличиях первых модификаций Pz.Kpfw IV, оснащенных короткоствольной пушкой.

Часть-2: Отличия и особенности короткоствольных модификаций Pz.Kpfw IV