Как мало современные родители разговаривают со своими детьми. Я уже писала о том, что ребенок нередко является «бесплатным приложением» к своим вечно занятым родителям. Сегодня вернулся после отпуска Зиновий, мальчик шести лет. Пришел загорелый, жизнерадостный, с новой игрушкой. Спрашиваю: «Где отдыхал, дружок?». Отвечает: «На море».
- Как море называется?
Тишина.
Может быть назовешь какой-нибудь город. Где вы были?
Тишина.
- Наверное ты забыл, или не знаешь?
- Не знаю.
О чем это может свидетельствовать? Об отсутствии у взрослого интереса к своему ребенку. Ребенок сыт, одет, у него есть планшет, с которым он не расстается даже в детском саду. И все! Он неинтересен взрослому. С ним не о чем поговорить.
А поговорить есть о чем:
- о друзьях, сестрах, братьях, бабушках, дедушках, о здоровье;
- о делах ребенка, играх в детском саду;
- рассмотреть рисунки, спросить о сюжете рисунка, похвалить за старание;
- обсудить предстоящий вечер.
Да и мало ли тем для разговора у заинтересованных папы и мамы с еще более заинтересованным любознательным ребенком.
Хорошо, если взрослый употребляет в речи и разъясняет названия, сущность явлений (города, здания, парки. растения, животные, труд людей, профессии и т. д.), значительно расширяя кругозор ребенка. Особое влияние оказывает на развитие ребенка книга. Если есть в доме детская библиотека, необходимо обращаться к ней, читать, рассматривать иллюстрации, обсуждать прочитанное. Только при этих условиях вы сможете воспитать ребенка – заинтересованного, эмоционально отзывчивого, широко образованного человека. Все начинается с детства.