Если вам все-таки необходим риэлтор, не стоит выбирать себе агента по недвижимости как красную девицу - по внешнему виду или по красному словцу.
До момента, пока начинается ваше плавание в порой мутных водах риэлторства, стоит еще на берегу определиться, какие параметры агентства недвижимости, риэлтора или риэлторской услуги для вас будут важными и нужными. А также четко уяснить, на какие характеристики агентов вам не стоит обращать внимание.
Для начала разберемся с теми факторами, которые большинству из вас будут не нужны для реального решения вашей жилищной ситуации.
1. Красота вывески, оформление офиса
Начнем с очевидного. Вывеска, богатое оформление офиса, куда приходят клиенты - все это часть маркетинговой кампании любой фирмы. Агентства недвижимости - не исключения.
Нет никакой связи между офисом в центре, современными рабочими местами, бесплатным кофе и чаем для клиентов и качеством услуги, которую вы собираетесь здесь купить.
Точно также нет никакой взаимосвязи между дорогим рестораном или загородным клубом, куда приглашает вас частный маклер на встречи и тем, как этот человек реально поможет решить вам вопрос в сфере недвижимости.
2. «Х лет на рынке»
Еще одна «фишка» многих агентств и частных маклеров, на которую попадаются очень много людей.
Когда вам скромно или, наоборот, с пафосом сообщают, что «наше агентство уже 20 лет на рынке недвижимости города N!», нет никакой информации о том, как это скажется на результате, который даст вам конкретный агент данного агентства.
Плюс, если компании 20 лет, это совсем не значит, что и данный агент работает в компании все 20 лет.
С попытками связать опыт конкретного агента по недвижимости и вашей реальной выгоды тоже порой доходит до смешного.
Никто не проверит, насколько реальны цифры, которые будут фигурировать в графе «опыт работы» в продающей речи риэлтора. Да и что значат эти 3, 5, 10, 25 лет работы?
Может, человек только числился риэлтором (то есть официально не работал нигде), а на самом деле провел всего 20 сделок за эти 25 лет.
А у другого агента за плечами всего 3 года работы в сфере недвижимости, а он уже смог сделать более 100 человек счастливыми обладателями собственных квартир. Мы еще поговорим об «опыте», когда будем разбирать другой «некритерий».
3. Страхование ответственности профессиональной деятельности агентства недвижимости
Хороший маркетинговых ход риэлторских компаний (и недешевый, между прочим) - застраховать свою деятельность в пользу клиентов. Суммы страховки могут быть разными – от миллиона до ста миллионов рублей.
Внушительная сумма должна успокоить вас, как потенциального клиента. Если что-то пойдет не так, то вы сможете получить компенсацию от страховой компании. Но не спешите радоваться.
Как только вам расскажут про «страхование нашей профессионального деятельности», попросите показать договор страхования и все дополнительные соглашения, а не только копию полиса страхования.
Если вам покажут документы (что бывает не всегда), то вы можете с легкостью обнаружить, что красивая сумма в несколько десятков, сотен миллионов рублей – это общая максимальная сумма покрытия ущерба от профессиональной деятельности агентством недвижимости в год. При этом на каждый отдельный страховой случай установлена своя, куда более скромная максимальная сумма страховых выплат в пользу клиента агентства.
Другими словами, если вы приходите купить квартиру за 3 миллиона рублей, а по договору страхования максимум, что вы можете получить это, к примеру, всего 500 000 рублей, то грош цена такой страховке.
Плюс, кто знает, каким по счету страховым случаем будет ваш? Не получится ли так, что вы не попадете в лимит на этот год?
Следующий момент – обязательно стоит внимательно прочитать проект договора между вами и агентством недвижимости.
Если там нет четко прописанной ответственности за действия или бездействия сотрудников компании, то получить на практике страховые выплаты вам будет проблематично.
С другой стороны, у частных маклеров вообще нет никакой страховки. Вообще. Никакой.
4. «Я продам вашу квартиру за Х /Я куплю вам жилье за Y»
Самая глупая и, к сожалению, самая распространенная ошибка потенциального клиента риэлторских услуг. Если при выборе риэлтора вы опираетесь только на цену продажи или покупки квартиры — вы поступаете, как дикари, меняющие золото на побрякушки от конкистадоров.
Давайте подробнее разберем ситуацию, когда вы ищите своего риэлтора для помощи в продаже квартиры.
Вы общаетесь с разными агентами из разных компаний, которые высказываются в том числе и о той цене, за которую можно продать вашу недвижимость.
Предположим, первый риэлтор называет цену 100 рублей, второй 110 рублей, а третий - 95 рублей. Какого агента вы предпочтете? Правильный ответ — у вас недостаточно данных для принятия решения, с кем из риэлторов стоит работать.
Ибо все названные цифры никакого отношения к реальности не имеют. Это всего лишь мнение отдельно взятого человека, который имеет тот или иной опыт работы с квартирами.
Это всего лишь оценки возможной реальной цены продажи. И на этапе выбора риэлтора вы не сможете получить чего-либо другого.
Потому что цена продажи — сумма, за которую вы на самом деле продадите свою квартиру, — это цифра, которую вам назовет покупатель, у которого будет твердое желание купить вашу недвижимость (он будет готов внести вам аванс или задаток), и предложенная им цена и прочие условия вас устроят.
На момент, когда вы ищете своего идеального агента, вряд ли вы даже разместили объявление о продаже своей квартиры.
И точно уж у вас нет никакого реального покупателя. Поэтому любые цифры, звучащие из уст любого человека, — лишь мнение этого человека и ничего более.
Именно поэтому выбирать агента по недвижимости на основании цены продажи вашей недвижимости или стоимости покупки для вас квартиры в корне неверно.
Для проверки всех вышеперечисленных рассуждений предложите риэлтору, который назвал самую высокую цену продажи вашей квартиры, подписать финансовое обязательство продать вашу квартиру именно за названную им самим цену (если, конечно, она вас устраивает) в необходимые вам сроки.
Вы увидите, как 100% агентов откажутся от своих слов, которые раньше они презентовали вам как «мнение эксперта».
Продолжение следует...
Спасибо за ваши отметки "Нравится" и вашу подписку!