Найти тему
ДаНетНаверное

Памятка покупателю: как защитить свои права в магазине

Расскажем, что делать, если продукт просрочен, его цена не соответствует заявленной или на кассе не оказалось сдачи.

Все мы с вами — потребители и ежедневно приобретаем всевозможные товары в точках розничной торговли. Часто случаются спорные ситуации. Кто прав — подскажет Закон РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – ЗоЗПП).

Как быть, если заметили просроченный товар?

Большинство покупателей внимательно изучают сроки годности продукции, прежде чем положить покупку в свою корзину. Особенно это касается продуктовых магазинов.

Если вы заметили, что на полке лежит какой-либо продукт с истекшим сроком годности, то немедленно укажите на это администратору или мерчендайзеру — в торговых залах всегда есть кто-то из сотрудников магазина, ответственных за выкладку. Представитель продавца обязан незамедлительно изъять такой товар с полок.

Если на ваше замечание никто не обратил внимания и продукт с просроченным сроком годности продолжает лежать на своем месте, то можно пустить в ход тяжелую артиллерию – попросить книгу жалоб и предложений.

Если вы не уверены в добросовестности продавца, полагая, что до Роспотребнадзора книга жалоб не дойдет, то сфотографируйте товар так, чтобы сроки его годности были отчетливо видны, и обратитесь в контролирующие органы самостоятельно.

Если вина продавца будет доказана, то он ответит за реализацию просроченных продуктов по ст. 14.4 КоАП РФ, оплатив административный штраф:

- от 3 до 10 тыс. руб. – для должностных лиц;

- от 10 до 20 тыс. руб. – для предпринимателей без юрлица;

- от 20 до 30 тыс. руб. – для юрлиц.

Сколько платить, если цена не совпадает с заявленной на ценнике?

Рядовая ситуация: нам приглянулся тот или иной товар, понравилась его цена, мы кладем его в корзинку, а на кассе выясняем, что реальная стоимость покупки существенно разнится с той, которая была обозначена на ценнике.

Сотрудники магазина при этом непременно найдут оправдание внезапно возникшей разнице. Обычно это классическая формулировка: «Не успели заменить ценники в зале, этот товар из нового поступления».

Чаще всего покупатели или отказываются от приобретения товара по более высокой цене, или оплачивают столько, сколько озвучивает кассир.

Но мало кто знает, что за недобросовестное информирование клиентов о реальной цене товара продавца можно наказать. А продать вам товар кассир обязан исключительно за те деньги, которые указаны на ценнике в торговом зале. Закон на вашей стороне, потому что все ценники в магазинах – это публичное торговое предложение, которое фиксирует цену, и она не может «вдруг» измениться на кассе.

Статьи 10, и 12 ЗоЗПП обязывает продавца своевременно и правильно информировать клиентов об изменении цен на те товары, которые находятся в зале. Именно ценник, с точки зрения закона, является инструментом такого информирования.

Если на кассе возник спор и продавец не пожелал реализовывать товар за сумму, указанную на ценнике, то вы вправе пожаловаться в Роспотребнадзор. Нерадивый продавец по ст. 14.8 КоАП РФ получит штраф в размере:

- от 500 до 1000 руб. – для должностных лиц;

- от 5 до 10 тыс. руб. – для юрлиц.

Как быть, если у кассира нет сдачи?

Эта ситуация тоже знакома многим. Обычно кассиры отказываются обслуживать покупателя, если в кассе недостаточно средств, чтобы сдать ему сдачу с крупной купюры.

Многие продавцы вежливо просят клиента озаботиться разменом самостоятельно, после чего вернуться и оплатить покупку, которую до поры оставят на кассе.

Но такая просьба нарушает законные права потребителя. Разменивать крупную купюру обязан представитель магазина, а никак не покупатель. Если на кассе не оказалось нужной наличности, значит администрация (в частности директор) не позаботилась о том, чтобы у продавца были условия для работы с покупателями. Это требование обозначено в Правилах № 104, утвержденных Минфином.

Напоминаем, что договор розничной купли-продажи – это всегда публичная информация, и продавец не имеет права в одностороннем порядке отказаться выполнять его условия без уважительных причин (ст. 426 ГК РФ). Поэтому отсутствие сдачи в кассе — это не повод отказывать покупателю в приобретении нужного товара.

Конечно, в суд вы подавать не будете, но оперирование нормами закона позволит вам мотивировать кассира быстро отыскать сдачу в соседней кассе или в бухгалтерии.

О других правах потребителя, которые часто нарушаются продавцами, мы расскажем в следующих публикациях. Следите за новостями!

Вам понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал!