Найти тему

Верите ли вы в будущее вузов? «Это трансформация, но не смерть»

Оглавление

Дети доказывают родителям, что диплом не нужен. А родители продолжают требовать от них «корочку». Неужели университеты обречены? Правда ли, что вузы плодят неквалифицированные кадры? Возможно ли, что в будущем будет востребовано только онлайн-образование и корпоративное обучение?

Россия считается самой образованной страной мира. В этом году российские вузы окончили более миллиона человек, сообщает ТАСС. При этом с 2014 по 2017 год количество лицензированных вузов сократилось с 2268 до 1171. А по данным ВЦИОМ, с каждым годом все меньше россиян считают диплом важным для успешной карьеры (в 2008 — 76%, в 2018 — 63%).

Каждый второй россиянин уверен, что отсутствие высшего образования не ограничивает его в заработке. 72% молодежи 18-24 лет считает, что сегодня подняться по карьерной лестнице можно и без диплома. Чуть меньше таких среди 25-34-летних и 35-44-летних — 66% и 65% соответственно. А вот старшее поколение убеждено в необходимости «корочки». Нужно ли вообще высшее образование? Дарья Платонова, руководитель лаборатории развития университетов Института образования НИУ ВШЭ, и карьерный консультант Ирина Святицкая, руководитель сайта Career.ru, ответили на вопросы.

Знаменитые инноваторы — исключение из правил

Билл Гейтс, Марк Цукерберг, Стив Джобс, Илон Маск — все эти люди не имеют высшего образования. Может, оно и не нужно? «Не нужно для чего? — смеясь, перебивает меня Ирина Святицкая, — чтобы стать Биллом Гейтсом? Или Джобсом? Если ты родился Джобсом, то не нужно. Если ты обыкновенный, то большой вопрос». И добавляет: «Но если ты можешь, хочешь, то почему нет?»

В кабинете у Дарьи Платоновой и ее коллег висят портреты людей, которые стали успешными без высшего образования. Вопрос, который они задают своим стажерам: «Как вы думаете, что объединяет этих людей?» И это, конечно же, шутка.

Во-первых, поясняет она, все эти знаменитые СЕО — исключение из правил. Во-вторых, нужно иметь в виду происхождение человека, социальный контекст, в котором он находился.

Уинстон Черчилль тоже формально не получал высшего образования, но воспитывался в элитном обществе, которое сделало его тем, кем он стал.

Если же мы говорим про какие-то осязаемые результаты, то люди с высшим образованием более успешны. В России люди с высшим образованием в среднем получают зарплату на 67% выше, чем люди без него. И живут они дольше, и здоровье у них лучше.

Диплом помогает устроиться на работу

«Диплом — это сигнал, — говорит Дарья Платонова. — Сигнал того, что человек является частью общества и понимает, как оно устроено».

Ответ зависит от того, кем мы хотим стать в будущем, считает Ирина Святицкая:

«Есть разные карьерные траектории, и каждый должен решить сам за себя, нужен ли ему диплом. Если измерять успех в денежном эквиваленте, то зарплатный потолок в разных профессиях выглядит по-разному».

Например, чтобы стать юристом, нужно пройти очень длинный карьерный путь. Юристы начинают работать либо бесплатно, либо за очень небольшие деньги. А хороший рабочий, отучившись, сразу получает зарплату, сопоставимую с офисной, а чаще даже выше.

Опыт важнее, чем корочка

Когда обсуждают вопрос ненужности высшего образования, часто приводят в пример менеджеров среднего звена, забывая, что довольно существенная часть рабочей силы — это инженеры, которые имеют очень специфические навыки и знания.

«И опыт опытом, но нужно еще понимать, как устроены процессы в рамках той сферы, где они работают», — говорит Дарья.

Ирина Святицкая: «Сейчас аккредитацию вузов государство взяло под более строгий контроль, и вузов, выдающих „корочки“, стало меньше. Но идти в институт ради корочки, по-моему, не нужно».

Она делает акцент на том, что у выпускников обязательно должен быть опыт работы. Иначе устроиться будет очень тяжело. В вузах есть практики: дипломная, учебная и производственная. Раньше к этому относились легкомысленно, лишь бы справку принести, например, о том, что работали у соседа, мамы, бабушки. Сейчас практика — это шанс себя зарекомендовать, получить опыт и даже остаться работать.

Процесс найма сегодня стал гораздо более индивидуальным. Во многих вакансиях указано, что требуется высшее образование, но на самом деле работодатель хочет, чтобы человек умел учиться. Гораздо важнее диплома то, как кандидат выполнит тестовые задания, расскажет о своем опыте, что о нем скажут бывшие работодатели. Хотя диплом может сыграть роль при выборе из примерно равных соискателей.

Высшее образование обесценилось?

По официальным данным 57% россиян имеют высшее образование — это самый высокий показатель в мире. Дарья Платонова призывает относиться к цифрам аккуратнее. Ведь в эти 57% входит все послешкольное образование.

По ее мнению, доступность высшего образования его не обесценивает, скорее, делает его столь же обязательным, как школьное: «Никто же не говорит, что школьное образование обесценилось». Проблема в том, что в большинство вузов легко попасть, а знания, которые там дают, бесполезны. «Но это нормально, так устроено во всем мире», — поясняет Дарья.

В странах, где высшее образование стало массовым или практически всеобщим, диплом о высшем образовании становится всего лишь пропуском на рынок труда и сам по себе уже не гарантирует хорошей позиции.

Именно поэтому работодатели обращают внимание на качество этого образования, на статус учебного заведения, образовательную ступень (бакалавриат, магистратура, аспирантура), на уникальные характеристики образовательной программы.

Как выбирать вуз

Во многих вакансиях указаны те вузы, выпускников которых работодатели хотят видеть на этой должности. Но это не значит, что на эту вакансию нельзя послать свое резюме выпускнику другого вуза.

Дарья Платонова: «Другие вузы справляются со своими задачами не хуже. Большую роль здесь играет высокий уровень центростремительной миграции. Все едут в Москву или Санкт-Петербург. Региональным университетам приходится работать с теми, кто остается, поэтому у них намного ниже показатель трудоустройства, чем у московских вузов».

Причина, по которой работодатели ориентируются на топовые вузы, — не престиж, а строгий отбор абитуриентов. Туда изначально попадают талантливые и умные ребята, которые впоследствии, окончив вуз, успешно трудоустраиваются.

Но есть и выпускники престижных вузов, которые учатся на двойки и тройки, еле заканчивают, остаются на двадцать пятый год. А есть студенты средних или самых простых вузов, которые были лучшими из лучших, изучали огромное количество различных предметов. Выбор надо делать, понимая, чем хочешь заниматься, что тебе интересно. Помимо интереса, есть набор твоих данных: уровень и тип интеллекта, личные качества.

«Я за осознанное образование. Не так, что „все побежали, и я со всеми“. И лишь бы куда. Я за действительно осознанный выбор профессии и вуза». Ирина Святицкая

Средний балл ЕГЭ у поступающих — основной показатель качества вуза. Если университет привлекает сильных абитуриентов, значит, у него есть стратегия привлечения, удержания и дальнейшего трудоустройства студентов.

Второй важный параметр при выборе вуза — средняя зарплата выпускников. Также можно ориентироваться на проект повышения конкурентоспособности российских вузов 5/100, куда входит 21 университет, дающий образование мирового класса. Если это не топовый вуз, то нужно обязательно смотреть, какие у него есть связи с предприятиями, министерствами; как выстроена учебная работа; какие предлагаются программы. «Так можно понять, что в этот вуз стоит идти, даже если он не в топе», — говорит Дарья Платонова.

Зачем все-таки нужно высшее образование

Высшее образование — это не столько про знания и корочку, сколько про навыки, социальную среду и знакомства. Об этом говорят оба эксперта.

Главный навык, который дает высшее образование, — умение анализировать большое количество информации. Он же главный навык будущего.

Кроме того, учеба в высшем заведении — это важный этап социализации. Она дает возможность понять, как устроено общество со всей его несправедливостью, иерархией и бюрократией.

В вузе мы учимся брать на себя ответственность. Скажем, быть «читером», который списывает на экзамене, или делать выбор в пользу честной игры. Это важный процесс осмысления собственной жизни. Каждому предстоит понять, каким хочет быть он сам и каким его заставляют быть окружающие.

«Человек — это не просто отдельное деревце, выросшее где-то на полянке, он вырос в конкретном лесу. И нужно расти либо по правилам этого леса, либо знать, как эти правила устроены. И вуз — это та ступенька, на которой ты понимаешь, как эти правила создаются». Дарья Платонова.

Завышенные ожидания

Согласно исследованию НИУ ВШЭ, зарплатные ожидания выпускников, особенно если они закончили престижные вузы, завышены в 2-3 раза. А на вопрос Career.ru «Сколько лет понадобится, чтобы занять руководящую позицию в корпорации?» 21% респондентов отвечают, что от года до трех; 28% — от трех до пяти.

Когда молодые соискатели сталкиваются с реалиями рынка труда, они видят, что зарплата молодого специалиста примерно в два раза меньше, чем у профессионала.

Кто-то, конечно, станет тем самым руководителем, возможно, за год или два. Но так происходит нечасто, и одного желания для быстрого карьерного роста недостаточно.

«Если хочешь большую зарплату, как можно раньше иди работать! С 14, с 15, с 16 — сейчас, когда первый раз прочитаешь эту статью — бегом! Бегом получать тот самый опыт. И даже не для работодателя, а для себя». Ирина Святицкая

Неправильный вопрос

«Красное или черное? Яблоко или груша? Нужно высшее образование или нет — как можно однозначно ответить?» — удивляется Ирина Святицкая. Чаще всего мы в первый раз отвечаем на этот вопрос в детстве. Тогда родители нас спрашивали: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» И все кричали: «Пожарным!!!»

«Сейчас вопросом родители не ограничиваются, — рассказывает Ирина Святицкая. — Есть целые детские города для профориентации, вроде „Кидбурга“ или „Кидзании“, где дети с 4 лет могут в игровой форме попробовать себя в самых разных профессиях: врача скорой помощи, химика, инженера. Проводятся различные квесты, тестирования, консультации, экскурсии на предприятия».

«Как обычно происходит: мама с папой пришли после работы, устали. И начинается: ужин, телевизор, домашние дела, — говорит Ирина Святицкая. — Если мама бухгалтер, то ее ребенок очень слабо представляет, что такое бухгалтерия, система 1C, налоги».

А если бы родители своему ребенку рассказывали, что они каждый день делают на работе, то у ребенка сложилось бы совершенно иное представление о профессиях.

«В России с 14 лет можно работать. С ограничениями, но можно. Хочешь быть юристом — пойди, поработай курьером в юридическую компанию. Пойди ассистентом ассистента ассистента.... Но главное — наблюдай, узнавай, спрашивай, как устроено то или это. Любая теория прекрасна, но без практики сложно составить представление о профессии». Ирина Святицкая

Есть ли у высшего образования будущее?

Высшее образование трансформируется. Уже сейчас университеты реализуют программы дополнительного профессионального образования в большом объеме.

Все больше университетов предлагают краткосрочные курсы, записывают онлайн-лекции, сотрудничают с компаниями и предприятиями.

«Высшее образование — это социальная норма, ее сложно разрушить. И что потом делать со всеми этими знаниями, их же нужно как-то использовать?» — шутит Дарья Платонова.

«Высшее образование не исчезнет, по крайней мере, на нашем веку. Фундаментальные знания, умение учиться, умение анализировать большой объем информации, — здесь вузы по-прежнему лидируют. ДПО и курсы предназначены в основном для желающих постоянно улучшать свои навыки». Ирина Святицкая

Можно ли закончить курсы вместо того, чтобы получать высшее образование? «Я бы своему другу не рекомендовала это делать», — говорит Дарья Платонова. «Почему бы и нет, — полагает Ирина Святицкая. — Каждый сам решает». Но оба эксперта сходятся во мнении, что изменения в сфере высшего образования, которые происходят на наших глазах, — это трансформация рынка, но не смерть.

Источник: https://4td.fm/article/verite-li-vy-v-budushchee-vuzov-eto-transformatsiya-no-ne-smert/