10,5K подписчиков

Как сделать, чтобы рабочая учебная программа действительно работала?

Рабочая  учебная программа – это прежде всего созданный в рамках системы  обучения документ.

Рабочая учебная программа – это прежде всего созданный в рамках системы обучения документ. Он определяет содержание знаний, умений и навыков, по той или иной учебной дисциплине, распределение их по темам, разделам и периодам обучения, на ее основе педагоги выстраивают собственный учебно-тематический план. Это норматив. Но как сделать так, чтобы программа и в самом деле была «рабочей»?

В наши дни много говорят о методе проектов, не всегда построенных на детских интересах. Метод проектов – это набор стратегий обучения, которые позволяют учителям вести детей посредством углубленного изучения реальных тем. При этом проекты должны появляться и развиваться из текущих интересов детей.

В реальности темы часто предписываются учителем. Разумеется, идеи для проектов должны возникать как у учащихся, так и у учителей. Но часто проект, предлагаемый учителем, не вызывает энтузиазма у учеников. И впоследствии учителя жалуются, что определенный запрос или проект зашли в тупик, потому что «дети больше не заинтересованы». Но были ли они заинтересованы? Дети, особенно в раннем возрасте, слишком малы, чтобы выразить интерес, облечь его в слова. 

Но как мы интерпретируем интересы детей, как мы делаем выбор того или иного проекта, чтобы результатом стало значимое обучение? Если дети любят играть с чем бы то ни было или проявляют интерес к определенной теме, планируем ли мы мероприятия по этой теме? Или мы можем начать процесс интерпретации интересов, предоставив опыт, богатый потенциалом, для привлечения их интереса к иной теме, которая значима для нас самих, или (что будет вернее) соответствует учебному плану?

Рабочая программа возникает из интересов учеников и учителя, а постоянные учебные планы включают в себя возможность обучения и исследований на основе проектов. В развивающейся рабочей программе нет необходимости привлекать проектные работы, она по определению развивается из интересов детей. Это не проекты, это постоянно меняющаяся подстраивающаяся под ребенка программа. Но в рамках утвержденного учебного плана она практически неисполнима. Учитель, педагог, воспитатель подтвердит, что учебная программа не всегда открыта для новых возможностей, о которых не было речи в процессе первоначального планирования. Учебная программа – это ответственность учителя, а не детей. Дети должны играть важную роль в принятии решений относительно темы проекта, стать экспертами и разделить ответственность за обучение со взрослыми. Но создание рабочей программы, плана работы с детьми – это работа учителя. Да, интересный проект это тот, в котором дети являются сильными, компетентными, интеллектуальными строителями теорий, наряду с их учителем. Да, дети, вероятно, будут лучше учиться, если они заинтересованы, но обучение должно быть не только интересным - оно должно быть значимым. 

Если мы сможем выстроить программу или план работы с детьми на основе совместного исследования мира и всего, что он может предложить для открытия, то мы можем выявить общие интересы с учениками. Когда учитель исследует и играет рядом с ребенком, общие интересы будут возникать. Это создает общую страсть к обучению, а обучение на основе общих интересов становятся и значимым, и радостным.

Использование интересов детей, а не только следование за ними, является прекрасным ресурсом для поддержки разработки «работающих» рабочих программ. 

Больше интересных статей Вы можете найти на нашем сайте.