Эта машина могла стать одной из легенд СССР, примерно как американский почтовый фургон Grumman LLV, рассчитанный на 30-летний срок службы стал одним из автомобильных символов США, но увы, так и остался вечным выставочно-демонстрационным автомобилем.
На Ереванском автозаводе, выпускавшем ЕрАЗ-762, являвшийся копией РАФ 977, замену этой модели начали искать в конце 60-х. При разработке учитывались недостатки существовавшей модели, в особенности постоянно перегруженный передний мост, легковая подвеска которого не была рассчитана на вес кузова микроавтобуса, да и несущий кузов кое-где давал слабину.
Уже в 1970 году был готов полноразмерный опытный образец нового фургона. ЕрАЗ-763 «Армения». Он кардинально отличался от своего предшественника, это был квадратный полукапотный цельнометаллический фургон. Доступ в грузовой отсек осуществлялся через задние распашные двери, а вот водительская и пассажирская были сдвижными.
Первоначально конструкторы отошли от концепции использования «волговских» агрегатов, двигатель взяли от «Москвича», коробку передач агрегатировали к нему т УАЗа, от которого и задний ведущий мост перекочевал на новый ереванский фургон. Такая конструкция показала ряд недостатков на испытаниях, конструктора в конце концов пришлось вернуться к «волговским» агрегатам. Машина получила новый индекс - ЕрАЗ-3730.
Прототипы прошли испытания в городах, в разных климатических зонах, и в 1973 году профильным министерством был рекомендован к производству. Казалось бы, что именно с этого момента и начнется история «советского Груммана», имевшего все шансы стать универсальным транспортом для различных служб, от той же почтовой службы и развозных городских фургонов до машин «скорой помощи» и даже – автодомов. Но увы, ЕрАЗ стал первой советской машиной, так и не попавшей в массовое производство уже после того, как был к производству рекомендован на высшем уровне.
Однажды я слышал мнение о том, что американцы подсмотрели идею своего Grumman LLV у … СССР.
Возможно это один из многочисленных автомобильных мифов, но как знать, ведь американский фургон появился на десяток лет позже ЕрАЗ-3730, который был постоянным участников различных автомобильных и технических выставок, на которых заводчане искали ему покупателей. Примечательно, что и условия испытаний во многом совпадали, американское почтовое ведомство выставило такие требования на выносливость автомобиля, которые были не по силам большинству производившихся в то время в США машин.
Одним из главных требований был долгий срок эксплуатации – от 25 до 30 лет, что было отражено в незамысловатом названии LLV — «Long Life Vehicle». Базой для американского фургона послужил Chevrolet S-10 Blazer.
Существенным отличием Груммана от ЕрАЗа был материал, из которого изготавливался кузов. Американцы сделали его из алюминия. Возможно потому, что компании – производителю было удобнее и привычнее работать с алюминием, чем со сталью, ведь авиагигант Grumman Aircraft имел огромный опыт по работе с алюминиевыми панелями.
Впрочем, вернемся к ЕрАЗу. Для запуска в серийное производство новой модели требовалось прекратить выпускать старую, мощностей для плавной наладки производства с параллельной сборкой одновременно двух моделей, как это практиковалось на АЗЛК и ГАЗе у завода не было. Старый ЕрАЗ-762 был хоть и устаревшей морально и технически машиной, но очень нужной в стране, на неё был спрос, были заказы. А вот денег на масштабную переналадку производства, увеличение мощностей, по сути – постройку нового кузовного цеха, традиционно – не было, вернее были, но их выделяли другим заводам, у продукции которых был высокий экспортный потенциал, читай – могли приносить валюту в СССР.
ЕрАЗ хоть и хорош был по всем параметрам для сферы его применения, но экспортного потенциала не имел, все выпускавшиеся в СССР фургончики в лёгкостью проглатывал внутренний рынок, где постоянно ощущался дефицит подобной техники, который не могли покрыть даже масштабные закупки польских «Жуков».
Была еще одна проблема. В случае остановки производства в Ереване, без кузовных панелей остался бы и РАФ, где до 1976 года еще собирали устаревшую 977 модель. Кузовщина шла из Еревана.
Время шло, а полномасштабное производство нового ЕрАЗа так и не начиналось. Время от времени на заводе собирали мелкие партии фургонов, когда под отдельные заказы, а когда и вовсе, штучные экземпляры скорее для привлечения внимания к машине, чем для реализации.
В середине 70-х активизировалась тема электромобилей, и ереванские конструкторы первыми в СССР выпустили опытную партию фургонов на электротяге. Это был фургон ЕрАЗ-3731, но дальше опытных образцов дело не пошло. Подготовили небольшую партию фургонов с холодильной установкой для Олимпиады-80, которым заинтересовались поляки. В 1986 году ереванский компактный изотермический фургон показали на автовыставке в Познани.
Шел уже второй десяток лет, с момента разработки, испытаний и рекомендаций к производству нового фургона, ставшего уже совсем не новым, по прежнему на Ереванском автозаводе производили устаревший по всем параметрам, архаичный ЕрАЗ-762В. По мелочам дорабатывали ЕрАЗ-3730, улучшая его потребительские качества, в ожидании что вот-вот «новинка» с 15-летним стажем станет на конвейер. Но не суждено было машине пойти в серийное производство в советском государстве.
Во второй половине 80-х у автопрома назрел системный кризис, у каждого завода были новые, почти готовые к конвейеру разработки, а денег на их запуск катастрофически не хватало, про ЕрАЗ-3730, который устарел, так и не начав выпускаться, и вовсе забыли. А через несколько лет и само государство перестало существовать.
Очередная страница истории перевернется лишь в 1995 году, уже в независимой Армении на ОАО «ЕрАЗ» наконец-то прекращают выпуск древнего «семьсот шестьдесят второго» и запускают выпуск ЕрАЗ-3730, через 22 года после рекомендации его в производство в СССР, но ничего уже не могло спасти эту машину, и продержалась она на конвейере не долго.
На внутреннем рынке «новый» 20-летний фургон пользовался спросом, ведь стоимость его в эквиваленте была $5000, какой другой фургон можно было купить за эти деньги новым, с завода? Никакой, впрочем далеко не у всех и на этот хватало денег, Армения тогда была в бедственном финансовом положении.
На внешних рынках он оказался никому не нужным. Поляки уже вовсю выпускали простой и современный «Люблин», в России начинался выпуск «Газели», обещавшей заполнить собой даже самые глухие закоулки большой страны, на вторичном рынке было огромное количество «рафиков», «уазиков», польских машин и «Баркасов» из ГДР, а так же старых, но надёжных дизельных «Транзитов» из Европы.
Не спасли ЕрАЗ и попытки выпуска коммерческих фургонов- автолавок, ни кемперов, ни изотермических фургонов и фургонов с холодильной установкой. Последние пару лет машина выпускалась в единичных экземплярах, под конкретные заказы, как в былые времена ожидания очереди на производство, а в 2002 году завод окончательно обанкротился.
Так и закончилась история машины, которая могла бы стать одной из автомобильных легенд СССР.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Если у вас есть что рассказать о стареньком автомобиле - пишите.
Спасибо за лайк, не забудьте подписаться на Oldtimer weekly здесь и в Телеграм
Для обратной связи - oldcarss@yandex.ua Я на Drive2.ru