В 1914 году в Лондоне был показан весьма занимательный автомобиль – он был рассчитан на четырех человек, под капотом – набирающий популярность бензиновый ДВС, а вот колес под машиной было всего два. Располагались они как у велосипеда – продольно автомобилю. Но устройство не падало даже стоя на месте и при движении малым ходом!
Изготовил замечательный механизм русский изобретатель, граф Петр Петрович Шиловский. Между прочим, бывший губернатором Костромы. Особого секрета из своего устройства Шиловский не делал: равновесие его автомобилю обеспечивал раскрученный маховик, создававший эффект гироскопа.
При общем весе автомобиля около 2750 кг, маховик был изготовлен из металла толщиной 12 см и диаметром в метр. Пара пятидесятикилограммовых маятников помогало избежать «перекосов». Раскручивал маятник специальный электромотор, питавшийся от основного двигателя.
Интересно, что первоначально Шиловский предлагал свое изобретение на родине, но был крайне разочарован реакцией властей. Настолько, что предложил концепцию своего устройства автозаводу Wolseley в 1912 году, получил согласие и спустя два года продемонстрировал автомобиль публике.
Ка бы не были удивлены люди, как бы ни старались опрокинуть или раскачать устройство, автомобиль не проявлял склонности к опрокидыванию. Осмелев, люди стали пробовать кататься на авто, меняться «на ходу» местами. Гироавтомобиль проявлял чудеса устойчивости и надежности.
Изобретатель запатентовал свой механизм в Англии и России. Но грянувшая первая мировая, а затем Октябрьская Революция поставила крест на планах Шиловского по производству своих машин. Граф уехал в Россию, где Советская власть поначалу приняла его замечательно, даже выделила средства на разработку паровоза с таким же устройством как на авто, но затем граф все же был вынужден уехать снова в Англию, где умер после Второй Мировой в бедности.
Первый рабочий гироавтомобиль был закопан под землю, чтобы предотвратить уничтожение во время военных действий. В 1938 году уникальное авто было откопано, отреставрировано и десять лет стояло как экспонат в музее завода Wolseley. А затем… было признано не имеющим ценности и пущено на металл.
Петр Петрович Шиловский разработал так же массу других интереснейших изобретений: курсоуказатель с гироскопом для самолётов («Ороскоп» - его устанавливали, например, на сверхтяжелого «Илью Муромца»), механизм для стабилизации орудий для судов (вновь продан англичанам, на родине не вызвал интереса) и др.
Если вам понравился материал, пожалуйста, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Это не сложно и бесплатно, но очень важно для развития "НМ".